В каких переменах нуждается ООН

Разговор наций

Роль Организации Объединенных Наций в обеспечении мироустройства, гуманитарной, культурной и просветительской сферах по-прежнему трудно переоценить. Однако ее способность обеспечения безопасности на планете в последние десятилетия вызывает вопросы у многих аналитиков. Появляется немало предложений о различных вариантах “перезагрузки”.

Фото Рейтер

В октябре на общей дискуссии 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Владимир Макей представил позицию нашей страны по реформированию организации. По его словам, для содействия государствам в решении амбициозных задач Повестки-2030 необходимы эффективные команды ООН на местах, которые смогут результативно и рационально поддерживать правительства на пути к устойчивому развитию. Именно так наша страна видит суть реформирования системы развития ООН.

Подобная активность нашей страны воспринимается в Организации Объединенных Наций весьма позитивно. БЕЛТА цитирует заместителя Генерального секретаря — главу контртеррористического управления ООН Владимира Воронкова:

— Могу подчеркнуть, что активность белорусской дипломатии на площадке ООН очень заметна. И речь идет не только о контртерроре, а и об основных дискуссиях на площадке ООН. Беларусь участвует во всех основных направлениях дискуссий и направлениях деятельности организации.

Фактически за полвека ООН не сумела предотвратить ни одного значительного международного кризиса или остановить военный конфликт на его начальной фазе. Если не считать, конечно, склонение воюющих сторон к переговорам. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш признал, что Совет Безопасности ООН “уже не представляет мир сегодня”, а право вето “стало инструментом, который используется слишком часто”. Гутерриш уверен: без реформы Совбеза не может быть полноценной реформы всей организации.

В Совет Безопасности входит 15 членов, причем пять — США, Великобритания, Россия, Франция и Китай — обладают правом вето. Нарекания вызывает и некоторая келейность принятия решений. Бывший постпред Франции и автор книги “Мировой пожар — что делает ООН?” Ален Дежамме поведал, например: “Самое важное происходит, скорее, не в кулуарах ООН, а в отелях, где проходят встречи руководства”. Это подтверждает и преподаватель международного права Университета Париж-Нантер Ален Пелле: “Наряду с достаточно сдержанными и формальными выступлениями существуют также двусторонние закулисные контакты”.

Иными словами, как глобальная переговорная площадка ООН вполне оправдывает себя. Как глобальный миротворец — еще не вполне, над этим предстоит поработать. Собственно говоря, основные проблемы нашей планеты военными конфликтами не исчерпываются. Недавно страны ООН приняли такие важнейшие документы, как Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Парижское соглашение по климату. А в конце этого года международное сообщество должно дать зеленый свет еще двум документам, на которые возлагаются особые надежды для изменений к лучшему, — глобальным соглашениям по беженцам и по мигрантам. Руководитель нашего внешнеполитического ведомства Владимир Макей убежден: “Реализация этих знаковых инициатив призвана самым серьезным образом трансформировать жизнь всех стран и народов, обеспечить справедливую глобализацию, в которой не было бы проигравших, искоренить нищету, сохранить планету для будущих поколений”.

Как пояснил “НГ” доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета Алексей Беляев, периодически реформы затрагивают ООН:

— Так, в 1963 году Совет Безопасности ООН был расширен с 11 до 15 членов за счет появления новых непостоянных участников этой структуры, избираемых на два года.

С 1997-го началась и продолжается до сих пор реформа важного рабочего органа Организации — ее Секретариата. В ходе преобразований появилась новая должность — первый заместитель Генсека, всерьез рассматриваются возможности расширения полномочий самого Генерального секретаря. Значительные изменения в последние 20 лет произошли в структуре и формах деятельности ООН по вопросам разоружения и миротворческой деятельности, прав человека и гендерного равенства.

Однако, по мнению значительной части членов международного сообщества, все эти реформы носят половинчатый характер и не затрагивают самой сути и главного ядра ООН — проблем поддержания мира и безопасности на планете и деятельности Совета Безопасности, отмечает Алексей Беляев:

— В последние несколько лет стал набирать популярность лозунг “Мир больше пяти”, подразумевающий необходимость ограничения прав постоянных членов Совета Безопасности ООН. И действительно, если посмотреть на статистику, то оказывается, что с момента начала деятельности ООН и до прошлого года право вето использовалось 240 раз! Но вся “закавыка” заключается в том, что, согласно Уставу ООН, отменить право вето можно, лишь изменив Устав, причем по единогласному решению постоянных членов Совбеза. Вряд ли в данном вопросе сегодня — во время нового витка противостояния России и коллективного Запада — можно добиться серьезного прогресса.

Еще одним распространенным предложением является расширение количества как непостоянных, так и постоянных членов Совета Безопасности ООН. За прошедшие с момента образования организации годы почти вчетверо увеличилось число ее членов — с 51 страны до 193. К тому же представительство континентов, например, в Совбезе, неравнозначно: например, Европа (включая Россию) имеет 3 постоянных места, Африка же — ни одного, хотя в ней располагается четверть всех стран — членов ООН и проживает более 1,2 миллиарда человек. Немало споров, отмечает Алексей Беляев, и вокруг финансовой стороны вопроса:

— В 2017—2018 годах на содержание ООН запланировано собрать около 5,4 миллиарда долларов. Плательщиками являются члены ООН, однако их вклады сильно различаются. Крупнейшим “спонсором” выступали США, вносившие аж 22 процента от всего бюджета! Однако в последнее время Белый дом угрожает снизить свое финансовое участие в проектах ООН, а ряд средних и малых стран так и вообще числятся должниками. Летом этого года “дыра” в бюджете организации превышала 800 миллионов долларов, а неплательщиками были более 80 стран! Как сделать Организацию более дешевой либо повысить эффективность ее деятельности — еще один из наболевших вопросов и поводов к реформе.

Несмотря на все сложные моменты, ООН сегодня — это единственная реально действующая международная площадка представительства интересов и выражения мнений всех стран и народов. И утратить ее было бы непростительно.

ВКЛАД В ОБЩУЮ КОПИЛКУ

США оплачивают 22% регулярного бюджета Организации, Япония — почти 10%, Китай — около 8%, Германия — 6,4%, Франция — 4,9%, Россия — 3,1%. Доля нашей страны — 0,056%.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter