Раздумья на площади Рынок

Кое–что об отношении к памятникам старины
Кое–что об отношении к памятникам старины

Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная памятниками? Разумеется, нет. Чем можем удивить мы? Если взять в качестве примера родную мне Брестскую область, то я бы составила длиннющий список из достопримечательностей: дворец Сапегов, картузианский монастырь в Березе, дворец Пусловских под Ивацевичами... А чего стоят наши природные богатства! Это не только Беловежская пуща, но и уникальные болота Званец, Дикое и Споровское — «легкие Европы», озеро Выгощанское, орхидный пояс Полесья, где ученые насчитали не менее 20 тысяч орхидей. Вот только одно «но»: природные памятники выжили где–то даже вопреки людям и цивилизации, а вот архитектурным совсем плохо без нашего внимания.

Хорошо, конечно, что в Список всемирного наследия ЮНЕСКО внесли Несвижский музей–заповедник и Дугу Струве. Теперь мы можем гордиться, что у Беларуси целых четыре выдающихся памятника: Беловежская пуща, Мирский и Несвижский замки, Дуга Струве (из 258 геодезических пунктов, расположенных в разных странах, 8 находятся на территории Брестчины). Они поставлены в один ряд с египетскими пирамидами, Великой китайской стеной и Собором Парижской Богоматери, их охрана теперь — дело мирового сообщества.

А вот мемориальный комплекс «Брестская крепость–герой» и Каменецкая башня в Список всемирного наследия не попали, хотя претендовали. В прошлом году много говорилось о том, чтобы предложить их «кандидатуры» от Беларуси. Но... крепость в свое время считалась уникальным оборонительным сооружением, правда, к началу Великой Отечественной уже ничего грозного для новейшего оружия из себя не представляла. Удивила только героизмом гарнизона. Подвиг защитников цитадели архитекторы увековечили в мемориальном комплексе. Директор мемориала Валерий Губаренко, конечно, все сделал, чтобы добыть обещанные руководителями стран СНГ деньги и сделать в крепости ремонт. Но лично мне не нравится нынешний мемориал. Диковато смотрится ансамбль из казематов, бетонной «Жажды» и главной скульптуры, которые выкрасили в непонятный цвет, и тротуарная плитка на площади Церемониалов. Эклектика режет не только мои глаза. Еще мне не нравится, что на Госпитальном острове (на территории крепости) зарастают бурьяном руины монастыря бернардинок. А ведь монастырь — официально признанный памятник архитектуры и самая старая постройка из сохранившихся в Бресте, городе с тысячелетней историей. Но эти руины почему–то никому не нужны, после археологических раскопок даже шурфы не засыпали...

Пострадала от реставрации и Каменецкая башня. Ее не весьма удачно «осовременили» внутренней металлической лестницей. Журналисты многих изданий критиковали непонятно кому пришедшую в голову идею. И серую уродливую лестницу, которая якобы держит конструкцию, переделали под старину. Стало лучше, но все равно хочется сказать: «Не верю!»

...Совсем недавно была во Львове. Уникальный город. Не какое–нибудь одно здание — весь центр украинской жемчужины внесен в Список ЮНЕСКО. И что я увидела, кроме старинных кварталов, где каждый дом — целая история? Меня поразило то, как украинцы относятся ко всему этому богатству. По мощенным брусчаткой улицам ездят автомобили, хотя сам центр — площадь Рынок — вполне можно было бы оставить только трамваям. «Наш мэр считает, что автомобили можно пускать и сюда, но за деньги», — сказала мне львовянка, сплевывая шелуху от семечек на знаменитую площадь. Деньги здесь берут за все: за вход в Личаковский некрополь, за съемки надгробий знаменитостей, за право сфотографироваться в аптеке–музее. Я не знаю, куда идут гривны, может, на зарплату охранникам, которые следят, чтобы туристы не щелкали в некрополе на халяву, может, на что–то более полезное, но вся эта старина, к которой хочется прикасаться руками, закрывать глаза и представлять, кто из знаменитостей сейчас выйдет из соседней двери, поразила меня своей запущенностью. Величественно и вместе с тем убого. Жаль...

У нас не так много памятников старины, как в Украине. Но зачастую отношение к ним похоже на то, что я увидела во Львове. Гордимся и ничего не делаем для того, чтобы сохранить. Иногда неудачно реставрируем. Иногда своими же руками уничтожаем. Недавний пример: в июне, на Троицу, в деревне Зелово Дрогичинского района сгорела старинная Свято–Троицкая церковь. На электроплитке грели воду, чтобы после службы помыть подсвечники, потом забыли выключить. После пожара прихожанки плакали, наивно гадали, чем прогневили Всевышнего, милиция искала виновных.

Но не все так плохо. Взяли в Список ЮНЕСКО наши объекты — хорошо, престижно, туристов будем привлекать, тем более что развитию туризма сейчас уделяется внимание на самом высоком уровне. Если в Несвижском замке многие белорусы бывали, то о Дуге Струве слышали далеко не все. Теперь же появилось достаточно интересной информации — в газетах, на ТВ, в Интернете. Будем беречь?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter