Разделяй и властвуй

Этот человек хорошо известен любому, интересующемуся политикой. Последние 35-40 лет он играет важную роль в определении внешнеполитической стратегии США.

Збигнев Бжезинский о проблемах США и тенденциях мирового развития

Этот человек хорошо известен любому, интересующемуся политикой. Последние 35-40 лет он играет важную роль в определении внешнеполитической стратегии США.

В 1977–1981 годах Бжезинский занимал должность советника по национальной безопасности в администрации президента Картера. Считается автором теории технотронной эры и установления в мире американской гегемонии нового типа. Один из инициаторов осуществления операции ЦРУ США по вовлечению СССР в события в Афганистане (известна его фраза из записки президенту Картеру: «Теперь у нас есть шанс дать Советскому Союзу свою вьетнамскую войну»). В начале 1990-х годов рекомендовал президенту Клинтону реализовать концепцию расширения НАТО на Восток.

Сегодня, несмотря на свой преклонный возраст (в марте отметит 84 года), Бжезинский по-прежнему активен в выработке рекомендаций Белому дому и участвует в заседаниях влиятельных наднациональных структур вроде Трёхсторонней комиссии и Бильдербергского клуба.

13 января влиятельная британская газета «Файнэншл таймс» рассказала о встрече с ним своего ведущего корреспондента в Вашингтоне Эдварда Люса. Американский геополитик довольно откровенно поделился тем, что тревожит его в политике Барака Обамы по отношению к Китаю и каким видятся ему тенденции мирового развития.

Эдвард Люс отмечает, что «у большинства людей за 80 жизнь постепенно идёт под уклон. Для Збигнева Бжезинского (одного из ключевых архитекторов американской стратегии времён «холодной войны», которого некогда называли «Киссинджером Джимми Картера», жизнь в 83 года мало отличается от жизни в 43... Он по-прежнему остаётся желанным советником для госсекретарей и кандидатов в президенты, включая Барака Обаму, хотя сейчас Бжезинскому трудно скрыть разочарование в своём бывшем ученике».

 «Я люблю большие и важные речи, но президенту всё же следует увязывать свои проповеди со стратегией, - сказал Бжезинский журналисту. - Обаме в этом смысле ещё есть к чему стремиться...»

 Перед встречей с Бжезинским, отметил Люс, он прочитал его новую книжку «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной мощи». В этой книге представлена пугающая картина «отступающего Запада», одна часть которого - Европа - превращается в «комфортабельный дом престарелых», а другая часть - США - сталкивается со сравнительным экономическим упадком в сочетании с политической беспомощностью. В этом стремительно меняющемся новом мире Америка оказывается в нарастающей «стратегической изоляции», в то время как Китай проявляет «стратегическое терпение». Вскоре эта проблема должна в полный рост стать перед американскими политиками и сказаться на их программах, предупредил Бжезинский.

В своей книге Бжезинский даёт немало радикальных советов: США следует подтолкнуть Европу к интеграции России и Турции в ряды стран Запада. Америке следует также готовиться к усилению Китая, но не пытаться напрямую его сдерживать, и, что самое главное, Соединённым Штатам необходимо вдохнуть новую жизнь в свою внутреннюю экономику, если, конечно, они хотят предотвратить свой дальнейший упадок.

Впрочем, Бжезинский считает маловероятным, что вашингтонские элиты начнут снова вести себя стратегически. «Если США не наведут у себя порядок, их ждёт крах на международной арене, - говорит он. - Если мы восстановимся, мы можем избежать международного краха, но нам придётся постараться и действовать умно. Однако, если положение дел внутри страны останется прежним, на международной арене у нас не будет ни единого шанса, как бы мы правильно себя ни вели...»

«Мы [американцы] слишком одержимы настоящим, - продолжил Бжезинский. - Если мы скатимся до того, что будем думать только о нём, мы начнём реагировать на вчерашние вызовы вместо того, чтобы делать нечто более конструктивное».

Напротив, китайцы, по его словам, думают на десятки лет вперёд. К сожалению, говорит Бжезинский, Обама пока не смог перейти к стратегическому мышлению. Впрочем, признался он, нынешнему президенту США в большей степени, чем китайцам, приходится реагировать на перемены в общественном мнении.

Об американском общественном мнении Бжезинский отзывался не лучшим образом. «Американцы мало знают о мире, они не учат ни мировую историю (только американскую, причём весьма однобоко), ни географию, - сказал Бжезинский. - В сочетании с этим всеобщим невежеством устойчивый и намеренно раздуваемый страх перед окружающим миром, связанный с грандиозной войной с джихадистским терроризмом, делает американское общество крайне уязвимым для экстремистских призывов».

Но американцы ведь устали от заграничных авантюр, заметил британский журналист. «Определённый скептицизм появился, - признал Бжезинский. - Но и уязвимость для демагогии никуда не исчезла...»

Кстати, невежество Бжезинский в своей книге назвал одной из шести «главных уязвимых сторон» Америки наравне с «нарастающим долгом», «ущербной финансовой системой», «распадающейся национальной инфраструктурой», «увеличивающимся неравенством доходов» и «зашедшей в тупик политикой».

Американским политикам по уровню знаний он противопоставил их китайских коллег. Бжезинский, друживший с Дэн Сяопином, выведшим свою страну, по выражению Люса, «из долгой тёмной ночи маоизма», восхищается китайским дипломатическим искусством. «Китайцы - блестящие дипломаты и вдобавок хорошо умеют ставить тех, кто ведёт с ними переговоры, в неудобное положение, - сказал Бжезинский. - Я довольно быстро понял, что их техника переговоров - форма искусной манипуляции. Ещё меня поражает, насколько много китайские лидеры знают о мире. А потом я вижу очередные дебаты кандидатов в президенты от республиканской партии...» Закончить свою фразу Бжезинский не счёл нужным, но через некоторое время добавил: «Республиканцы - это просто позор».

Люс продолжил «пытать» его об Обаме. Президент США недавно вернулся из Австралии, в ходе визита в которую он объявил, что США планируют направить туда 2,5 тысячи морских пехотинцев, чтобы поддержать своих союзников в Азии. Но такие шаги вызывают у Бжезинского недовольство.

Почему, недоумевает Люс, разве не разумно свернуть войны в Ираке и Афганистане и перенести внимание в сторону поднимающегося Востока? В запале Бжезинский начал отвечать совсем без пауз. «Я не знал, что в Австралию вот-вот вторгнутся то ли Папуа - Новая Гвинея, то ли Индонезия, - отвечает он. - Предположу, что большинство людей всё-таки сочтут, что Обама думал о Китае. Что ещё хуже, сами китайцы тоже сочтут, что он думал о Китае, а делать на Востоке акцент на Китай - это ошибка. Нам нужно сфокусироваться на Азии, но не следует при этом играть на опасениях всех возможных сторон... Очень просто начать демонизировать Китай, а китайцы в ответ будут демонизировать нас. Неужели мы этого хотим?..»

Журналист поинтересовался мнением собеседника о том, что могло бы вернуть США к более прагматичному умонастроению. Не помогут ли президентские выборы этого года?

Бжезинский задумался. «Вопрос в том, способен ли Обама разрабатывать стратегии или только читать проповеди? Я не знаю на него ответа. Действительно, не знаю», - говорит он. Затем Бжезинский процитировал высокопоставленного китайского чиновника, который якобы сказал: «Пожалуйста, не приходите в упадок чересчур быстро».

Бжезинский высмеял стандартную реакцию американских кандидатов в президенты на любое упоминание об упадке, которая сводится к тому, чтобы утверждать, что величие Америки вернётся, как только люди в него снова поверят. «...К сожалению, должен с прискорбием сказать, что это не поможет. Люди невежественны и напуганы. Им нужно нечто большее». «Хорошим результатом выборов стала бы интеллектуальная победа Обамы, - говорит Бжезинский. - Однако пока поведение обеих сторон не даёт оснований этого ждать».

«Но это ведь означает, что Обама всё равно победит?» - спрашивает Люс.

«Совсем нет, - ответил Бжезинский. - Я боюсь, что за две-три недели до голосования что-нибудь произойдёт - это называется «октябрьским сюрпризом». Если Израиль ударит в октябре по Ирану, отрицательные последствия не будут ощущаться до декабря или до конца ноября, а первой реакцией будет: «Как здорово! Давайте поддержим израильтян». И всё пойдет кувырком».

Сергей МЕДВЕДЕВ,

«Красная звезда»

Фото Станислава БЕЛЯЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter