Разбойники и артисты

Книжный навигатор

Якуб Брайцев. Среди болот и лесов. Проза. Минск, Регистр, 2013.


Это произведение стало одним из открытий ХХ Минской книжной выставки–ярмарки. Хотя автор творил в конце XIX — начале ХХ века, его тексты пришли к нам только теперь. Якуб Брайцев, наш земляк, автор первого белорусского романа «Среди лесов и болот», написанного в 1916 году, имел биографию, тоже достойную любого романа. Тексты Брайцева оценил сам Лев Толстой. Но после революции писателя, вернувшегося из Москвы в родную деревню Забелышин, забыли. Неопубликованная рукопись хранилась в Белорусском государственном архиве–музее литературы и искусства. А роман, между прочим, весьма захватывающий, о белорусском Робин Гуде, благородном разбойнике Александре Савицком. Это вполне реальный персонаж, о нем упоминал Владимир Короткевич в эссе «Зямля пад белымi крыламi». Есть страстная и несчастная любовь революционера и благородной девицы, смелые похождения с переодеванием и стрельбой, и вся дореволюционная эпоха — с погромами и жандармами, молодыми социалистами и тяжелой мужицкой долей. Якуб Брайцев писал на русском, но действие происходит в наших реалиях. И очень жаль, что книга не увидела свет раньше, ведь романтический герой Александр Савицкий очень оживил бы наше понимание белорусской истории.


Константин Станиславский. Искусство представления. Азбука-классика, Санкт-Петербург, 2012.


Конечно, Станиславский — прежде всего великий актер и теоретик театра. Но написанные им книги тоже необычайно интересно читать. Причем и воспоминания, и изложение знаменитой системы. Для того чтобы наглядно объяснить свои мысли, Станиславский описывает жизнь театральной студии с героями, в которых современники узнавали конкретных людей, и реально возникавшие во время занятий ситуации, комические и драматические. В этом сборнике составители попытались собрать выдержки из разных трудов великого режиссера, которые стали бы учебником в чистом виде для желающих достичь высот актерского мастерства, а подобное желание таится в глубине души практически у каждого. Впрочем, автор утверждает, что «Творчество — наша естественная потребность», а система Станиславского заложена в само человеческое естество. Но, кроме конкретных советов, например, списков тем для учебных этюдов, в текстах хватает колорита эпохи и личности автора. Вот, например, режиссер дает задание студийцам мысленно переместиться в церковь и помогает красавице актрисе все вообразить как можно точнее, а вот он устраивает такой «разбор полетов», что все плачут. Не менее любопытны рассуждения, которые и сегодня могут спровоцировать дискуссию. Например, о том, что вид своры собак, разрывающих свою жертву, производит столь же сильное впечатление, что и сцена спасения утопающего смельчаком. Но в первом случае впечатление будет нехудожественным, а во втором — художественным, то есть возвышающим душу. Поневоле задумаешься над сущностью современного шоу–бизнеса...


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter