Разбой

Портрет самого опасного вида хищения

Портрет самого опасного вида хищения

Груша – фрукт криминальный

Горько и страшно. Полтора года назад шестнадцатилетняя учащаяся новогрудской гимназии № 1 Настя Груша предложила своему знакомому, ранее судимому С.Бургуну, и однокласснице Н.Плавской совершить разбойное нападение и убийство своей прабабушки и ее мужа. Старики (соответственно 1914-го и 1911 года рождения) проживали в деревне Большая Изва Новогрудского района. По сведениям Анастасии, у прабабушки имелись на черный день сбережения в сумме тысяча долларов. Вот она и предложила их изъять, лишив при этом жизни своих родных. 

Бургун и Плавская от столь радикального способа отъема денег отказались. Но Анастасия проявила настойчивость. Нашла нужные слова и уговорила Бургуна  осуществить криминальную операцию. 

Распределили роли. Плавская осталась наблюдать за обстановкой, чтобы в случае возникновения опасности предупредить об этом сообщников. Бургун спрятался за домом, а Груша постучала в дверь. Оказавшись внутри дома, впоследствии скрытно впустила в него Бургуна. Тот до поры до времени затаился в прихожей. 

Около 22 часов М.Груша вышла из комнаты в прихожую. Бургун, реализуя общий преступный план, стал наносить старушке удары деревянной скалкой и кулаками в голову. Повалил немощную бедолагу на пол и, надавливая ногами на грудную клетку, руками душил за шею. 

Старушка стала кричать. Ей на помощь поспешил муж Ф.Кисляк. Путь ему преградила Анастасия. Схватила за руки и силой удерживала. Но 95-летний старик смог вырваться из этих отнюдь не родственных объятий. Вошел в прихожую и получил от Бургуна сильный удар острием топора в голову. Этого оказалось достаточно, чтобы потерпевший тут же испустил дух. Следующий удар топора пришелся по голове его супруге. После чего А.Груша и С.Бургун приступили к поиску денег. Но тут Настя обнаружила, что ее прабабушка подает признаки жизни, и предложила своему сообщнику добить ее. Тот еще раз хладнокровно тюкнул жертве острием топора по голове. После этого Настя впустила в дом подругу, и преступная троица в полном составе продолжила поиск денег и ценных вещей. Заветной тысячи долларов так и не нашли. Завладели только 145700 белорусскими рублями, килограммовой полендвицей,  колбасой, банкой варенья, хлебом и куском сливочного масла. Имуществом на сумму в общей сложности 182850 рублей. Такими дешевыми оказались две человеческие жизни, которые оборвались по  инициативе преступной троицы. 

Чем же завершилась эта кошмарная история? 

Юные разбойники рассыпали по всему дому перья из подушек, а Бургун  открыл вентиль газового баллона и конфорки газовой плиты. Выпуская газ, он рассчитывал на то, что дом вскоре взорвется и таким образом удастся скрыть следы преступления. Однако свой преступный умысел не реализовал по не зависящим от него обстоятельствам. Газ выветрился, и взрыв не произошел. Преступников изобличили и привлекли к уголовной ответственности. 

Сын убитого Ф.Кисляка при рассмотрении дела в суде признался, что, несмотря на то, что после случившегося прошло полгода, страшная картина преступления постоянно стоит у него перед глазами и он не может найти сил, чтобы войти в дом. Поражают  жестокость и цинизм задуманного несовершеннолетней Настей Грушей преступления. Условиями, способствующими возникновению кощунственного замысла в юной головке, стали ненадлежащее воспитание девочки и неблагополучная обстановка в семье. Родители Насти злоупотребляли спиртными напитками, а она сама состояла на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А после совершения дикого преступления Гродненский областной суд пришел к выводу, что она представляет исключительно высокую опасность для общества. А.Груша осуждена к пятнадцати годам, ее одноклассница Н.Плавская – к восьми, а их восемнадцатилетний сообщник — к 24 годам лишения свободы. 

Дьявол в облике пономаря

Горько и страшно еще и потому, что среди осужденных в последнее время за разбойные нападения были и люди, которые призваны словом и делом бороться с любыми преступлениями, тем более тяжкими. Речь идет о пономаре Свято-Николаевского собора г. Добруша А.Сыроквашкине, милиционере-водителе роты милиции Минского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь А.Черникове и о некоторых иных «героях». 

Сыроквашкин вместе с тремя ранее судимыми и неработающими гражданами (среди них был и один несовершеннолетний) проник в дом престарелых Вовновых. При этом он, как и  сообщники,  был в маске. Под угрозой применения ножа злоумышленники похитили деньги и имущество стариков на общую сумму 137000 рублей, в том числе две бутылки самогона и полкилограмма сала. 

Черников по предложению своей знакомой совместно с двумя дружками собирался совершить разбойное нападение с проникновением в жилище иностранки, проживавшей в Пинске, с целью завладения 5000 долларов. Однако женщина проявила бдительность, и по ее звонку преступников задержала милиция еще до их проникновения в чужое жилище. 

Еще в одном случае разбойное нападение было пресечено на стадии приготовления. Студент первого курса одного из минских вузов К.Кирдик совместно с ранее судимым за разбой  М.Чубуковым  приготовились к разбойному нападению на своих знакомых. Они собирались убить всех четверых жильцов квартиры, в том числе и с той целью, чтобы уклониться от возврата ранее тайно похищенных денежных средств. Сообщники тщательно разработали план преступления, распределили роли, подыскали еще одного исполнителя, который должен был иметь при себе пистолет. Однако тот обратился в правоохранительные органы, и Кирдик с Чубуковым были задержаны бойцами СОБРа. 

Не останавливают замкии моральные преграды

Есть резон остановиться на некоторых правовых аспектах исследуемого криминального явления. Разбой считается юридически оконченным преступлением с момента применения насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего, либо угрозы применения такого насилия с целью непосредственного завладения имуществом, вне зависимости от того, удалось или нет преступнику реализовать свои намерения. Разбой – это самый опасный вид хищения, поскольку имеет два непосредственных объекта посягательства: отношения собственности и здоровья человека. В этой связи законодателем и установлена более строгая ответственность за это преступление. Закон предусматривает наказание только в виде лишения свободы от трех до десяти лет даже за так называемый обычный разбой: за угрозу, например, убийством с целью завладения небольшой суммой. В случаях совершения разбоя группой лиц или в крупном размере, либо ранее судимыми за хищения, или с проникновением в жилище ответственность еще жестче, а срок наказания составляет от шести до пятнадцати лет. 

— Применение такого строгого наказания вызвано необходимостью и является справедливым, — считает прокурор отдела республиканской прокуратуры Антонина Трипузова. При этом она ссылается на результаты проведенного прокуратурой обобщения по уголовным делам о разбойных нападениях на граждан и их жилище. 

Подавляющее большинство разбойных нападений  совершается на пенсионеров, пожилых людей, которые, без преувеличения, стали группой повышенного риска. Цель нападения – завладение пенсией или так называемыми «гробовыми» стариков. Перед осуществлением этой цели преступников не останавливают никакие запоры и никакие моральные преграды. Не единичны случаи совершения разбоев злоумышленниками в отношении своих родственников, в том числе пожилых родителей и бабушек. Проникновение в жилище потерпевших осуществляется самыми различными способами, в том числе и путем обмана. В подавляющем большинстве случаев размер имущества и денег, которым завладевали злоумышленники у пожилых людей, незначителен и составлял 5000—40000 рублей, редко превышая 200000. Порой именно желание выпить было главным и определяющим в мотивации поведения тех, кто шел на разбой. Большинство таких преступлений совершено в состоянии алкогольного опьянения, неработающими, ранее судимыми. 

Имел место случай, когда человеческую жизнь преступники оценили всего в 5000 рублей. Ранее дважды судимый Г.Скабелин совместно с С.Любецким, которому до этого Фемида счетов не предъявляла,  действовали по привычному сценарию. В качестве масок надели на голову женские колготки, прихватили с собой охотничье ружье и проникли в одну из комнат общежития, расположенного в деревне Высокая Гора Березинского района. Стали избивать В.Галегову, требуя от нее немедленной передачи денег. Ни в чем не повинную женщину преступники убили с особой жестокостью, а в итоге завладели только дамской сумочкой. 

Субъектами разбоев являются, как правило, мужчины, средний возраст которых 20—35 лет. Достаточно высок удельный вес таких преступлений, совершенных в группе лиц. Однако совершаются разбойные нападения и женщинами как в группе с мужчинами, так и самостоятельно. В последнем варианте разбойники-женщины не ограничиваются только угрозами в адрес потерпевших. 

В подавляющем большинстве случаев совершаются так называемые ситуационные разбои, когда умысел на совершение такого преступного деяния возникает внезапно, а сумма «добычи» не имеет существенного значения для принятия решения о нападении. Однако такие разбои, связанные с завладением небольшими суммами, считает Антонина Трипузова, представляют не меньшую, а порой  даже большую общественную опасность. Эти разбои наиболее дерзкие и циничные, чаще всего совершаются на пожилых людей и сопровождаются жестоким их избиением. Преступниками в таких случаях являются наиболее социально запущенные личности, у которых моральные ценности нивелировались. Они не задумываются о суровости наказания за содеянное, не чувствуют нравственного пресса факта осуждения. Не зря в народе говорят: опозоренному грозить позором – все равно, что мертвому – второй смертью. В таких случаях суровость и длительный срок наказания выступают, скорее, не как мера исправления виновного, а как защитная и превентивная мера для общества от таких преступников. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter