Разбой на воде

Всего за один день на Лепельском озере инспекторы вытащили из воды около полукилометра браконьерских сетей

Нагретое солнцем мелководье Лепельского озера привлекает целые стаи рыб. Это хорошо усвоили любители легкой добычи, которые не прочь опутать весь водоем браконьерскими снастями. Сигнал о том, что у моста возле деревни Старый Лепель бесчинствуют браконьеры, начальник Лепельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Александр Бородулин получил от дежурного по “горячей линии”. Рейдовая бригада, которая намеревалась отправиться на другой водоем, срочно изменила маршрут и устремилась к Лепельскому озеру.

Вместе с Александром Бородулиным и инспектором-общественником Владимиром Морозом туда выехал и корреспондент “Народной газеты”. В кузове уазика — катер.
Было раннее утро. Поверхность озера едва шевелилась тихой волной. В бинокль хорошо просматривался противоположный берег, куда, набрав скорость, и устремился наш катер.
— Вижу лодку, — сообщил Владимир Мороз, сидевший на корме судна с биноклем. — В ней два человека, по всей вероятности, поднимают сеть.
Завидев нас, двое неизвестных налегли на весла, но куда им тягаться с юрким катером!? “Слинять” охочим до дармового линя браконьерам не удалось. Очень скоро мы оказались рядом. Александр Бородулин резко сбавил обороты мотора и ловко пришвартовал наше судно к борту лодки.
— Привет, Аркадьевич! — пробасил один из парней, узнавший Бородулина, и попытался пошутить: — Ой, рано встает охрана...
Рано не рано, а сети, как оказалось, уже стояли вдоль берегов затоки. Эти двое наотрез отказались от них, сославшись на то, что совершали утреннюю прогулку по озеру и случайно наткнулись на одну из сетей.
— Но ведь вы приподнимали сеть, я это отлично видел в бинокль, — сказал Владимир Мороз. — Не надо шутить с нами, ребята!
— Мы лишь посмотрели, что в сеть попалось, — оправдывался тот, что был на веслах. — Линька много. Угостил бы, инспектор...
Пока составлялся протокол, берега по обе стороны затоки обезлюдели. Мы сразу не поняли, почему вдруг отправился к стоявшей легковушке мужчина, а две женщины, ожидавшие наших “задержанных”, поспешили в дом. Быстро смотал удочки и оседлал мотоцикл подросток. Лишь один рыбак в болотных сапогах с удочками на плече шлепал вдоль берега, косо поглядывая в нашу сторону. Как позже пояснил Александр Аркадьевич, все эти рано проснувшиеся люди сторожили свои сети, поставленные на линя либо с вечера, либо на зорьке.
В это утро на Лепельском озере возле деревни Старый Лепель мы подняли 12 браконьерских сетей длиной с полкилометра. Жажда наживы просто поражала: не успевали смотать и уложить в катер одну сеть, как над водой угадывались очертания новой снасти. Несколько сетей даже зацепили лопастями мотора, обнаружили и одну “мережу”. Ощущение такое, что вся деревня вышла на этот разбойный промысел.
Лепельщина щедра на озера, их здесь свыше ста — примерно 10 тысяч гектаров водной глади. По территории района проходит водораздел бассейнов Балтийского и Черного морей. Например, река Улла и ее притоки устремляются к Балтийскому морю, а Березина — к Черному. И сейчас еще угадываются остатки действовавшей с XVII века Березинской водной системы. Примечательно, что в этих водоемах селятся почти все виды рыб, встречающиеся в Беларуси, в том числе и редкие. Говорят, здесь когда-то водились осетры, было полно сома. Да и теперь рыбы хватает.
Все это богатство — под зорким оком Лепельской межрайонной инспекции, которую уже не один год возглавляет Александр Бородулин. Боевой коллектив не дает расслабиться браконьерам, количество которых, к сожалению, не убывает. Об этом грустном факте свидетельствует статистика. За полгода инспекция вместе с милицией и общественниками зафиксировала 155 нарушений природоохранного законодательства. И не только на воде. Госинспекторы пресекли ряд незаконных действий охотников, торговцев свежей рыбой, лесопользователей.
Только за один выходной в ходе этого рейда было изъято из воды почти 500 метров браконьерских сетей. Сколько же их было конфисковано с начала года? Александр Бородулин назвал цифру: 10 тысяч метров.
— А за год сколько же будет?
— Если растянуть, хватит до соседнего райцентра — Ушачей, — прикинул Александр Аркадьевич.
Это километров сорок. Но это, как говорится, планы на ближайшую перспективу. Согласно  статистике, в нынешнем году в Лепельском и Ушачском районах (часть территории Ушаччины тоже находится в зоне “обслуживания” межрайинспекции), у браконьеров изъято 211 запрещенных орудий лова. Более чем на 25 миллионов рублей предъявлено исков. 6 материалов передано в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
Казалось бы, меры весьма строгие. Но пугают они не всех. В период нереста на озере Стержень задержаны Сергей Ткаченок и Иван Крутилин. Их вояж на водоем обошелся природе весьма дорого — причиненный рыбным запасам ущерб составил 12 миллионов 462 тысячи рублей. А вот Вадим Ганчар пленил сетями линя, леща, плотву и другую рыбу в одиночку, и его незаконный улов был оценен почти в 2 миллиона рублей. Конечно же, и штраф будет исчисляться миллионами рублей. Вот только  охладит ли он браконьерский пыл?
Мы рассказали всего об одном рейде. Только Лепельская межрайинспекция в 2006 году провела их более ста. Впрочем, честным рыболовам бояться нечего, а вот жуликам на воде инспекторы пощады не обещают.

P.S. Стало известно, что лепельчане Евгений Банько и Игорь Демко, задержанные на Лепельском водохранилище во время оперативного рейда, оштрафованы за нарушение правил рыболовства соответственно на 155 и 620 тысяч рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter