Разборки в рифму

Слэм... Невероятный поэтический турнир, на котором можно увидеть, как постмодернист читает оду собственной грязной кроссовке...

Слэм... Невероятный поэтический турнир, на котором можно увидеть, как постмодернист читает оду собственной грязной кроссовке. Это попытка найти для поэзии место в мире тотального шоу... Напомню основные правила: поэту дается три минуты, за это время он должен любым способом поразить зал своим выступлением, поскольку случайное жюри, выбранное из зрителей, выставит оценки по десятибалльной системе. Только ты, твой голос и твое умение преподнести свое творчество...


В Беларуси прошло уже несколько слэмов, в том числе один англоязычный. Но этот был необычным: к нам приехал сам «отец–основатель слэма», поэт из Чикаго Марк Смит, создатель международного движения «Поэтический слэм». Именно он почти 25 лет назад организовал первый поэтический турнир в чикагском кафе «Зеленая мельница», вдохновившись, наверное, поединками реперов. И вот Марк Смит стал модератором второго англоязычного поэтического слэма в Беларуси, организованного под эгидой посольства США в начале октября в минском R–club. Марк Смит демонстрировал умение заводить зал, читал стихи о паровозе. Потом 20 поэтов (большинство из них поэтессы) ринулись в бой... Впрочем, на этот раз белорусские слэмеры (возможно, в присутствии своих преподавателей и самого Марка Смита) экстремальных выступлений не предлагали, ну разве что тянет на экстрим блестяще исполненная Виктором Лупасиным вне конкурсной программы песня «Постой, паровоз» в переводе на английский. Жюри тоже было не случайное — в него входил и известный поэт и слэмер Виктор Жибуль, и шансонье Вайханский, и преподаватели–лингвисты...


Я задала несколько вопросов Марку Смиту:


— Вы думаете, что в современном мире благодаря слэму поэзия выживет?


— Опыт США, Германии, Франции говорит о том, что поэтические слэмы способствуют тому, что не только много людей приходят на подобные мероприятия, но и возрастает интерес к поэзии как таковой. Растут продажи поэтических сборников. Слэм способствует, чтобы поэзия не оставалась исключительно в сфере влияния неких высоких интеллектуалов от литературы, но делалась открытой для всех.


— Но есть мнение, что когда поэзия становится шоу, она теряет в художественном качестве...


— Это действительно иногда происходит. Мы должны очень внимательно относится к тому, чтобы ценность нашего поэтического текста не падала. Наверное, вы заметили, что в программе сегодняшнего вечера были и те, кто выступал с любовной лирикой, и те, кто читал серьезную поэзию. И тем, кто выступал с серьезной поэзией, как раз и стоит научиться презентовать свои тексты. А стихи не только на слэме, но и вообще бывают и сильные, и слабые.


— Но разве каждый хороший поэт может стать слэмером? Может, это отдельный жанр, который требует определенных способностей?


— Слэм — не вид поэзии. Это соединение искусства поэзии и исполнительского мастерства. Даже классические произведения, когда они красиво, правильно исполнены, приобретают абсолютно новое звучание и новое значение.


— За то время, пока вы проводили слэмы, какое самое впечатляющее выступление вы припомните?


— Самый забавный случай был связан не с величием исполненного стихотворения и не с мастерством исполнения, а с тем, как он изменил чью–то жизнь. Я проводил семинар в одной из школ. Выбрал одного мальчика и дал ему задание выйти на сцену и прочитать текст. Учителя, когда увидели, какого именно ребенка я выбрал, взялись за головы. Мальчик начал читать с большим трудом, оказалось, что у него нарушение речи. Видя бурную реакцию учителей, я думал, ее причина в том, что они посчитали, будто, вызвав этого ребенка, я поставил его в неловкое положение. Но, оказывается, удивило их другое. Мальчик учился в этой школе уже два года и за эти два года не произнес ни единого слова. И когда я пригласил его выступить на сцене и он смог это сделать, для него это стало открытием мира, началом нового общения с друзьями и знакомыми. Мне на самом деле все равно, что думают о нашем движении профессора, академики и так далее. Я знаю, что за те 25 лет, которые существует слэм, он действительно изменил тысячи и тысячи жизней. Я вообще воспринимаю искусство как нечто, что изменяет человеческие судьбы.


— Сегодня некоторые выступающие просто пели свои стихи... Не помню такого в правилах...


— Слэм сводится к разрушению барьеров. Если правила слишком строгие, значит, пора их ломать. Если поэт победил на слэме, это означает, что в этот момент перед публикой он имел больший успех, чем другие, — и все.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter