Не 400, а 10 пилотов: Департамент по авиации объяснил, почему некоторым летчикам не продлевают свидетельства

Разбор полетов

В интернет забросили фейк, согласно которому сотни пилотов в стране лишают работы. Последние получили свидетельства летчиков в Беларуси, но работают за границей: кто-то запустил слух, что наши авиавласти не дают им возможности продлить срок действия документов. Читатели недоумевают: разве такое может быть? «Р» разобрала претензии летчиков с директором Департамента по авиации, и оказалось, что картина выглядит иначе: проблемы возникают лишь у тех пилотов, которые хотят парить в облаках незаконно.

Департамент привел авиационные правила Беларуси в соответствие с международными стандартами, которые действуют в 194 странах мира.

Стандарты — международные

Продлевать свои свидетельства пилоты обязаны в стране, где их получили. Если судить по размещенной в интернете информации, летчики прибыли в Беларусь, предоставили здесь все нужные документы, но им, мол, отказали в продлении без объяснения причин. И таких обиженных, согласно слухам, около 400 человек. Кому же не повезло? С этого и начнем разбор полетов. В курс дела нас вводит директор Департамента по авиации Артем Сикорский:


— Во-первых, у нас всего 530 обладателей свидетельств пилотов. Из них 250 работают в «Белавиа», а остальные — в 23 авиакомпаниях страны. Да-да, вы не ослышались, в Беларуси есть 24 авиакомпании, из них 8 выполняют международные полеты, а другие — авиационные работы в пределах республики. Поэтому сообщения о проблемах у 400 пилотов — это фейк! Авторы таких новостей даже не удосужились проверить цифры. Во-вторых, пилоты самостоятельно не получают и не продлевают свидетельства. Это обязанность авиакомпаний-эксплуатантов воздушных судов. В соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации, которые Беларусь в лице Департамента по авиации обязана исполнять, свидетельства выдаются государством, регистрирующим воздушное судно. Государство, выдавая или продлевая свидетельство, гарантирует, что подготовка его обладателя соответствует международным стандартам. Поэтому у пилотов, которые работают в белорусских авиакомпаниях, никаких проблем со свидетельствами нет. Но вот у отдельных пилотов, которые уехали работать за рубеж со свидетельством, ранее выданным в Беларуси, возникают проблемы. При рассмотрении их документов и проверке экзаменатором Высшей квалификационной комиссии Департамента по авиации выявляются поддельные медицинские справки, нарушения в тренажерной и летной подготовке, приписки в летных книжках и многое другое. Вот такие пилоты, а их не более десятка, получив отказ в выдаче или продлении свидетельства в Департаменте по авиации, а также в суде, начинают вбрасывать недостоверную информацию в СМИ.

Разложим по полочкам

Департамент по авиации, как и авиационные власти других стран, выдает и продлевает свидетельства летному составу для работы на воздушных судах, зарегистрированных на территории нашей страны. Только так! То есть если обладатель нашего свидетельства по каким-то причинам уезжает работать за рубеж, то ему предстоит пройти ряд несложных, но очень важных процедур. Первый вариант — валидация свидетельства.  Проще говоря, это официальное признание другой страной белорусского документа пилота. Второй вариант — конвертация. По сути, это получение нового свидетельства той страны, на территории которой ты собираешься работать.

Все пилоты каждые полгода обязаны проходить официальную тренажерную и летную проверку для каждой своей квалификационной отметки. Также — ежегодно обновлять свое свидетельство, прикрепляя к пачке документов еще и медицинскую справку. Если все бумаги у летчика в порядке, то процесс переоформления займет каких-то минут 15. Никаких сложностей не возникает, все условия выполнены. Такие правила диктует не Департамент по авиации, а Международная организации гражданской авиации (далее ИКАО, от английской аббревиатуры ICAO). Наша страна присоединилась к ней еще в 1993 году.

Летать охота

Директор Департамента по авиа­ции Артем Сикорский обращает внимание: Департамент привел авиационные правила Беларуси в соответствие с международными стандартами, которые действуют в 194 странах мира. Конвенция о Международной гражданской авиа­ции и 19 ее приложений устанавливают основные принципы работы авиации. Их обязаны исполнять все без исключения, в том числе и мы.

Приложение № 1, к примеру, четко регламентирует процедуру выдачи свидетельств авиационному персоналу. Наша страна обязана беспрекословно их исполнять, что Департамент по авиации и делает. Артем Сикорский конкретизирует:

— ИКАО отслеживает, добросовестно ли мы выполняем свои международные обязательства. В прошлом году было четыре проверки со стороны Европейской комиссии и Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). По результатам этих проверок были получены все положительные оценки.

Директор Департамента по авиа­ции также обратил внимание, что государство, которое выдало или продлило свидетельство пилоту, отвечает за безопасность:

— И это для нас превыше всего. Мы и дальше будем вести политику, основанную на жестком соблюдении национального законодательства, которое полностью соответствует международным стандартам. Никаких послаблений не будет, это исключено. Ведь каждый из нас, когда садится в самолет или отправляет в полет своих близких, хочет чувствовать максимальную безопасность — именно поэтому никаких поблажек и уступок не будет.

Слова Артема Сикорского подтверждает и последняя статистика: Беларусь вошла в топ-10 стран по безопасности полетов по результатам проверок наших воздушных судов, проведенных в иностранных аэропортах. В рейтинге участвуют 115 стран, которые представляют мировые компании-гиганты. В десятку лучших, считает директор Департамента по авиации, нам удалось попасть именно благодаря жесткому исполнению законов и правил.

К слову, Департамент по авиации сейчас активно работает над созданием Национальной школы пилотов. Подготовка специалистов будет осуществляться на базе Белорусской государственной академии авиа­ции. Первую группу курсантов планируют набрать уже в 2021 году. К этому времени нужно разработать все документы по теоретической подготовке, тщательно проработать подходы по тренажерной, летной подготовке. Предстоит закупить воздушные суда, которые полностью соответствуют международным стандартам по обучению. Курсанты должны налетать от 150 до 200 часов, сдать экзамены и выполнить самостоятельные полеты.

— Необходимо все сделать на высоком международном уровне. Чтобы национальная школа была конкурентоспособной, будем привлекать иностранцев. У белорусских летчиков уже сложился неподдельный почерк качественного и красивого пилотирования — все лучшее, что было привито пилотам еще со времен Советского Союза. Мы хотим это сохранить и приумножить, чтобы профессионалы могли поделиться опытом и обучить курсантов. Полученное по окончании белорусское свидетельство пилота гражданской авиации должно стать символом качества его подготовки, — анонсировал Артем Сикорский.

ypopko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter