Разбитые стекла

Вступил в силу закон о банкротстве4 квартала устойчивой неплатежеспособности - а затем предприятие должно заявить в хозяйственный суд о своей экономической несостоятельности.

Вступил в силу закон о банкротстве

4 квартала устойчивой неплатежеспособности - а затем предприятие должно заявить в хозяйственный суд о своей экономической несостоятельности. Такое требование выдвигает новый Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", который вступил в действие 12 февраля. Но у нас неплатежеспособны свыше 1.900 предприятий с республиканской долей собственности (то есть каждое второе!), а 4 процента предприятий находятся в таком состоянии год и больше.

Что же их ждет - "санитарная вырубка"? Или реанимация?

Почему-то процедуру банкротства часто понимают как ликвидацию предприятия, а ведь на самом деле это и есть срочная спасательная операция. Именно такую цель ставит новый закон.

Прошло уже больше 2 лет с того дня, когда Молодечненский комбинат строительных материалов окончательно прекратил выпуск кирпича и погасил печи. Раньше здесь работали 700 человек, теперь осталось только 60.

Неподвижны стрелки часов над проходной. В административном корпусе отключено электричество. Все, что было у предприятия - оборудование, станки, инструменты, даже мебель и книги, - оценено и выставлено на продажу. В декабре 1999 г. Минский областной хозяйственный суд рассмотрел дело об экономической несостоятельности ОАО "Молодечненский КСМ", а в мае 2000 года признал его банкротом.

Заводы по производству керамического кирпича обычно расположены рядом с месторождением глины. В конце 70-х неподалеку от Молодечно был сдан в эксплуатацию новый комбинат строительных материалов. И только когда он выпустил первую продукцию, выяснилось, что глина местных карьеров не подходит ни для кирпича, ни для дренажных труб, в ней слишком много песка. Чтобы не останавливать производство, нашли поистине соломоново решение: возить глину за 70 километров, в 10 раз увеличив транспортные расходы...

80-е годы, пик жилищного и дачного строительства в республике, были самыми счастливыми годами для комбината. Он вышел на проектную мощность, получал высокую прибыль и расходовал ее так, как считал нужным, - строил жилье для рабочих.

Первые признаки финансового неблагополучия появились в 1993 г. - упали объемы строительства в республике, поползли вверх цены на топливо. А еще через 2 года Молодечненский КСМ работал только в теплые месяцы и не вылезал из долгов.

Мароськи - это полтора десятка многоэтажек в окружении колхозных полей и 2 тысячи жителей. Вся жизнь поселка завязана на комбинат: он предоставлял работу, строил квартиры, подавал в них тепло и воду, решал все большие и малые проблемы городка. Когда остановилось предприятие, начались увольнения, людям казалось, что рушится весь мир. Но не случайно считают, что лучший лекарь - время.

Утренний дизель-поезд Гудогай - Молодечно по будням всегда переполнен. На станции Пруды в него садятся не меньше тысячи человек. Это едут на работу жители заводского поселка Мароськи. В Молодечненском центре занятости на учете остались только 9 бывших работников комбината, все остальные давно при деле.

О том, как они жили 6 последних лет, в поселке вспоминать не любят. О комбинате вспоминают по-доброму, в том, что его закрыли, никого не винят.

- Зачем же было столько медлить! - это главный упрек.

Закон "Об экономической несостоятельности и банкротстве" Белоруссия приняла в мае 1991 года, одной из первых. Однако действовать он начал с большим опозданием, после создания Комитета по санации и банкротству при Мингосимуществе Республики Беларусь и дополнил закон несколькими десятками нормативных актов. Сначала большинство дел о банкротстве было связано с ликвидацией так называемых "пустышек" - предприятий, которые не прошли перерегистрацию 1996 года. Арендное предприятие "Полоцкий КСМ" и ОАО "Молодечненский КСМ" оказались в числе первых крупных предприятий с основной долей республиканской собственности, которые заявили о своей экономической несостоятельности. За последние полгода процедуру банкротства начали акционерные общества "Силикат" (г. Бобруйск), "Любанский КСМ", "Завод СЖБ N 12" (г. Мозырь), Могилевский регенераторный завод, 5 колхозов, совхоз и некоторые другие предприятия. Сейчас хозяйственными судами республики рассмотрено или находится в производстве 320 дел о банкротстве.

Каждые три месяца Комитет по санации и банкротству анализирует экономическое положение всех предприятий, имеющих долю республиканской собственности. 80 предприятий вызывают у него особую тревогу. Они год, два и дольше не могут расплатиться с долгами. Среди них - 6 больших коллективов, в которых работает не меньше тысячи человек.

Старый закон старался уйти от каких-либо конкретных сроков. В новом неплатежеспособность предприятия не может длиться больше 4 кварталов подряд. Если такое случилось, должник обязан в течение месяца заявить в хозяйственный суд о своей экономической несостоятельности. Не сделает он - иск подадут отраслевое министерство, Комитет по санации и банкротству или кредиторы.

Ни одна экономика, тем более рыночная, не может существовать эффективно, если в ее арсенале нет процедуры банкротства. Угроза экономической несостоятельности - своего рода кнут, который не дает расслабляться, заставляет следить за изменением спроса, вынуждает снижать цену и улучшать качество продукции. При этом цель процедуры банкротства гуманна - помочь предприятию цивилизованно рассчитаться с долгами и передать его в руки более эффективного собственника. Так ее понимают во всем мире.

Наш новый закон ставит задачу несколько шире. На первое место он выдвигает финансовое оздоровление или санацию неплатежеспособных предприятий, и только если исправить их экономическое положение совершенно невозможно - их ликвидацию.

Хотя может показаться, что санация затягивает возвращение долгов, она гораздо больше устраивает кредиторов. Приорбанк, выделивший когда-то Любанскому КСМ валютный кредит в 1,5 миллиона долларов, даже готов сам заняться финансовым оздоровлением предприятия и взять его на 5 лет в аренду.

При ликвидации крупных промышленных предприятий пока еще ни одному кредитору не удалось полностью вернуть долг. Существует очередность возврата. Сначала необходимо выделить средства для выплаты пенсии инвалидам, получившим травму на производстве, потом выплатить 3-месячное пособие всем работникам. Следующий на очереди - бюджет. Кредиторы в этой очереди - пятые. Обычно к этому времени остается только неликвидное оборудование.

Заманчиво было бы, конечно, передать убыточное промышленное предприятие в руки эффективного собственника, но найти желающего достаточно сложно. Были случаи, когда небольшие предприятия, объекты коммунальной собственности, продавали вместе с долгами новому хозяину за одну минимальную зарплату.

Охотно куплен магазин, принадлежащий Полоцкому КСМ. Нашелся покупатель небольшого цеха этого же предприятия. А вот когда Молодечненский КСМ несколько раз выставлял на торги свой цех по производству кирпича, эффективный собственник не объявился. Зато треть заводских площадей снимают арендаторы - литейное и деревообрабатывающее предприятия.

Но нет правила без исключения. Только что - в январе - был продан Могилевский регенераторный завод. Покупателям поставлены условия: возродить прежнее производство, трудоустроить работников. Купившая предприятие белорусская фирма их приняла. Она занимается сейчас заменой оборудования, пообещала поднять зарплату рабочим.

Ликвидация предприятия - событие чрезвычайное. Однако в случае с Полоцким и Молодечненским КСМ их судьба была предопределена заранее. За последнее десятилетие производственные мощности кирпичных заводов значительно превысили потребности республики в этом материале. В этой ситуации единственный выход - убрать убыточные производства, а остальным дать возможность полноценно работать.

Первый этап процедуры банкротства - защитный период, обычно он длится три месяца и чем-то похож на санаторное лечение. На время забыты все долги, ни один кредитор не имеет права потревожить "больного". У предприятия только одна задача - спокойно заниматься производством продукции и постараться восстановить платежеспособность.

Конечных результатов санации пока нет, а вот первые изменения к лучшему появились. Например ОАО "Силикат" сумело за месяцы защитного периода запустить кирпичное производство, которое до этого бездействовало много месяцев, им уже накоплено немного оборотных средств, но самое главное - оно почти рассчиталось с долгами.

Центральная фигура и при ликвидации предприятия, и при его санации - антикризисный управляющий. Пока у нас в республике только 90 представителей этой профессии. Месяц назад они объединились и создали общественное объединение специалистов по антикризисному управлению.

Опыт, разносторонние знания, коммерческие способности - можно еще долго перечислять достоинства, которыми должен обладать хороший антикризисный управляющий. Но высокий эффект его работы не столько от личных качеств, сколько от прав, которых нет и не было у директора предприятия. Например, антикризисный управляющий может вернуть предприятию его собственность, если эта продажа нанесла ущерб производству, может на 2,5 года добиться отсрочки платежей, если потребуется, обратиться за поддержкой к государству.

Александр Кириенко - один из самых результативных антикризисных управляющих в нашей республике. За его плечами уже около 50 дел о банкротстве.

- Затянув на многие годы применение закона о банкротстве, мы лишили себя одного из самых эффективных рычагов управления экономикой, сильно запустили болезни и нанесли экономике республики серьезный ущерб, - считает Кириенко.

До сих пор живуча иллюзия, что достаточно неплатежеспособному предприятию помочь хоть деньгами и оно исправит положение. Комитет по санации и банкротству проверил 32 предприятия, которым были оказаны разные виды государственной помощи. Положение улучшилось только на одном из них, а помощь утекла как вода. Нам же важно понять, что новый закон - не гильотина, нависшая над каждым неплатежеспособным предприятием. Наоборот, он дает много льгот экономически несостоятельным предприятиям. Фактически благодаря процессу санации у предприятия появляется единственный шанс выбраться из долгов, восстановить производство.

 

ДУЛИНЕЦ Лариса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter