Разбитое корыто

Можно работать и из-под палки, но хороших результатов ждать не следует

Можно работать и из-под палки, но хороших результатов ждать не следует

В 1970-е годы в один из совхозов, который сами местные жители называли «сорок лет без урожая», назначили директора. Новый руководитель сразу дал крестьянам зерно, сено и солому для их живности, лошадей или тракторы для работы на своих участках. А на планерках всегда подчеркивал: как будем заботиться о людях, так они и станут работать. На следующий год случился неурожай. Однако руководитель вновь сделал все возможное, чтобы сельчане были обеспечены. А потом стал их… зажимать, очень даже сильно, и только улыбался в ответ: как работаете, так и получаете. Никто не спорил, понимали, что трудиться надо. Пробыл директор в должности лет двенадцать. Больших успехов хозяйство не добилось, однако с последних мест в районе ушло. Минуло уже более двадцати лет, как уехал человек из деревни, однако о нем и по сей день говорят: «Хороший был директор!». Впечатления первых лет затмевают все остальные.

О том, как нужно руководить, написано много, но единого рецепта никто не даст. Лет семь назад был в одном СПК: деревни благоустроены, зарплата по сравнению с другими хозяйствами высокая, работники имели социальные льготы, семьи, воспитывающие маленьких детей, получали помощь. Экономические результаты тоже радовали. А председатель переживал, что не все сделал, соседи – гремевший на всю страну агрокомбинат — живут и работают лучше. Поговаривали, руководитель был строгим. Однако психологи считают, что в сельском хозяйстве большой демократии и не нужно, если много обсуждать, урожай на полях останется.

Вскоре председатель возглавил район. Порадовался за него, а потом стали доходить даже весьма интересные новости о его стиле руководства.     

К примеру, он уже в пять утра ехал в район и брал с собой специалистов. В восемь, когда все шли на работу, возвращался с ними в райисполком. Один из замов жаловался, что выходных практически не было: субботу—воскресенье сидели в кабинетах, ездили по деревням. «Мы же не двужильные, — заметил он. – У всех семьи. И какая может быть эффективность, когда на работу приходишь, как на каторгу?» Действовал председатель жестко, снимал с занимаемых должностей. Так, остался не у дел руководитель районной торговли. «Может, меня и надо было увольнять, — выговаривался он мне. — Но не таким же образом. Я столько лет проработал, район в свое время был одним из лучших в области… Неужели заслужил только позор?» Ушел человек с обидой, а в торговле стало еще хуже.

Руководители слетали с должностей, а желающих стать на их места не находилось. Возник кадровый вакуум, что отрицательно сказалось на экономических результатах. Председатель ушел в отставку, но его история на этом не закончилась.

Оставшись без работы, он было решил возвратиться в родное хозяйство, тем более оно объединялось с соседним, были назначены выборы нового руководства. Однако сельчане на них прокатили своего бывшего председателя, даже не приняли в члены кооператива. В зачет не пошли ни высокие урожаи и надои, ни благоустроенные улицы, ни доплаты.

А ведь человек заботился о деле, не спал, нервничал, не думал о своем здоровье. Семья тоже страдала, сутками не видела его дома. И вот для чего, спрашивается, было все это, если он оказался ненужным?

Есть люди, которые работают из-за страха. Но это, извините, рабы, с ними пирог не испечешь, да и восстать они в самый ответственный момент могут. Можно работать из-за денег, в постоянной готовности сорвать куш любой ценой. Такие наниматели также отвернутся в трудную минуту, предадут похлеще рабов. А как сделать так, чтобы человек трудился из-за любви к своему делу, не из-под палки, не ради длинного рубля? Можно изучить множество всяких научных трудов, но так и не научиться руководить. Наш председатель райисполкома ведь тоже учился. Ему читали лекции по искусству управления, психологии… Но одно дело — лекции и книги, другое – жизнь.

Основатель автомобильной компании Генри Форд в свое время вызывал в Чикаго раздражение: как это он стал богатым, пробился в аристократическое общество? Пришла комиссия проверить его профессионализм. Задали вопрос. Форд вызвал зама, тот ответил. Задали второй. Хозяин компании вызвал другого зама… Члены комиссии удивились. Автомагнат ответил: «Мое дело подобрать квалифицированных и порядочных специалистов. И пусть работают, они все равно знают дело лучше, чем я. А начну без надобности встревать, только наврежу».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter