Разбить кривое зеркало. Корреспондент “НГ” заглянула в палату, для пациенток которой идея похудеть стала настоящей проблемой.

В спорте все худеют?

В Республиканском научно-практическом центре психического здоровья есть особая комната, и в ней совсем не до смеха. Здесь находятся пациентки, для которых любое зеркало — кривое потому, что показывает все “изъяны” фигуры. А это — источник плохого настроения и повод для постоянных диет. Девушки считают себя толстушками, хотя окружающие сочувственно качают головой: “Куда дальше худеть?”.
— Я никогда не была толстой, — рассказывает Юля, которой поставили диагноз “анорексия”. — С детства занималась велоспортом, поддерживала форму, нарастила большую мышечную массу. Весила тогда 49 килограммов. Однажды тренер мне сказал: “49 — это, конечно, хорошо, но вот если бы 45!.. Все в спорте худеют, и ты должна”. И эта цифра “застряла” в моей голове.
Сначала Юля начала правильно питаться: никаких чипсов, шоколадок, конфет и булочек. Эффекта — никакого. Тогда начала устраивать разгрузочные дни. Со спортом попрощалась, нагрузки исчезли, а есть хотелось по-прежнему. Выход один — ограничения. Установила для себя норму — 1000 калорий в день.
— Я подумала, — продолжает девушка, — если могу продержаться на 1000, то и 900 тоже смогу. И 800, и 700. Возвращаясь с учебы домой, я выпивала чашку чаю, и мне было достаточно. Вскоре вес упал на два килограмма.
Когда Юля добилась того, чтобы весы показали цифру 45, она перевела стрелку назад на 50 и снова худела до нужной отметки. Она не только практически перестала есть, но и научилась искусственно вызывать рвоту, принимала слабительные средства. Так за полгода девушка потеряла 9 килограммов и стала весить всего 40.

Удел отличниц

Анорексия — психосоматическое заболевание, при котором о душевном дискомфорте говорит тело. Это полный или частичный отказ от приема пищи. За год в РНПЦ психического здоровья проходят курс лечения 60—80 пациентов. Чаще всего сюда попадают девушки в возрасте от 16 до 21 года. Но бывали случаи, когда на больничной койке оказывались и одиннадцатилетние девочки, и женщины за 30.
Приводит сюда не только недовольство своей фигурой, но и наследственная предрасположенность, депрессии, зависимости, подражание, стремление быть не хуже модели с обложки. Довести до анорексии может и ощущение несвободы в родной семье, семейные конфликты, психотравмы, потеря близкого человека. Что характерно: первые признаки анорексии обычно проскальзывают и мимо родителей, и мимо врачей.
Когда же бить тревогу? Еще одна пациентка, Лиза, это знает:
— Не могу сказать, что я была толстушкой, но меня не устраивали пропорции фигуры. А так хотелось быть  подтянутой, носить облегающую одежду и короткие юбки. Все началось с ограничений в еде. Я разработала свою диету. Купила кассету с упражнениями и дома перед телевизором занималась шейпингом. В больницу попала с весом 38 килограммов.
— И я не была толстой, — признает Ира. — После перенесенного заболевания (у меня была язва желудка) я сильно похудела. Друзья делали комплименты, говорили, что я хорошо выгляжу, такая стройная. После этого я стала панически бояться поправиться. В день могла съесть одно яблоко. Вызывала рвоту, пила слабительное.
Первыми признаками анорексии, может служить то, что девушки часто становятся на весы, не садятся обедать в кругу семьи, прячут или выбрасывают продукты. Их может выдать раздражительность, чрезмерное увлечение физическими упражнениями и, конечно, потеря веса.
Заведующая 10-м отделением РНПЦ психического здоровья Светлана Мельгуй объясняет, что анорексия — удел отличниц: если что-то делать, то до конца. Светлана Леонидовна уверяет, что нет ни одного органа, который не пострадал бы вследствие изнуряющих диет. Да и внешность становится малопривлекательной: выпадают волосы, появляется пушок на щеках, бледнеет кожа, портятся зубы. В местах, где белье соприкасается с кожей, образуются раны, которые подолгу не заживают. Подняться по лестнице — проблема: дает о себе знать одышка. Появляются серьезные проблемы с желудком. Критическое снижение массы тела влечет за собой почечную недостаточность. Это нерадостные последствия вполне конкретной болезни под названием “анорексия”.

О диете — ни слова!

Сегодня в 10-м отделении РНПЦ психического здоровья проходят курс лечения семь девушек. Ира попала сюда уже во второй раз. В августе она сбежала, но вскоре вернулась обратно.
— Теперь, когда смотрю на себя в зеркало, — делится 21-летняя девушка, — довольна своим отражением. Но стоит увидеть себя где-нибудь мимолетно, например, в витрине магазина, вижу мальчика-подростка. Меня это не устраивает, поэтому я здесь. Я поняла, что диеты ни к чему хорошему не приводят.
— И я больше никогда не буду сидеть на диетах, — клянется Лиза. — Нужно прислушиваться к себе. — Раньше я могла съесть два орешка и выпить кружку зеленого чая без сахара, а потом гладить себя по животу и вздыхать: “Как же я наелась!” Сейчас ем то, что хочу.
В центре психического здоровья пациентки обычно проводят около двух месяцев. За это время опытные специалисты пытаются сформировать у них мотивацию к лечению. Ведь не многие девушки понимают, что больны. Поэтому главное здесь — не медицинские препараты, а психотерапия. Причем к занятиям привлекают родных и близких пациенток. Ведь часто причины отклонений заболевших кроются в семье.
В курс лечения входят рассказы о еде, чтобы девушки не боялись съесть когда-то запретную шоколадку или булочку. В столовую они ходят только с медсестрой, которая контролирует процесс приема пищи. Лиза, Юля и Ира уже заметно похорошели. За семь недель Лиза набрала семь килограммов. Не отстает от нее и Ира. А Юля из сорокакилограммовой тростинки превратилась в красивую барышню.
Девушки идут на поправку, а значит, скоро домой, где лечение продлится. Специалисты знают: если правильно питаться и вести здоровый образ жизни, то можно полностью восстановить организм. Но на это нужно время — от полутора до трех лет.
Так почему бы не любить себя такой, какой создала тебя природа?!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter