Разберем заторы на союзной дороге

Некогда жившие в одной стране два народа снова стремятся интегрироваться, потому что, как бы там ни было, жить в одной дружной семье всегда легче. Но так ли просто идет строительство этого нового образования? О некоторых аспектах интеграции России и Беларуси — в беседе с депутатом Государственной думы Николаем ЛЕОНОВЫМ.

— Николай Сергеевич! Мечтой европейского Запада начиная где-то с ХVI века была изоляция России черноморско-балтийским поясом недружественных государств, и всякий раз эти намерения проваливались. Теперь этот провал, можно сказать, — “вина” Беларуси.
— Эту “вину” братской страны Россия должна оценивать очень высоко. Особенно сегодня, в условиях произошедшего газового конфликта с Украиной. Окажись в условиях полной блокады, мы были бы вынуждены жить по диктуемым нам указаниям. Литва вон не может простить Германии договор с Россией о газопроводе по дну Балтийского моря. Проходил бы он по литовской территории, можно было бы не только заработать, но и в любой момент шантажировать Россию. “Мы этим очень разочарованы, поскольку Германия является членом Европейского союза”, — сказал по поводу решения Германии президент Литвы Адамкус французской газете “Le Figaro”.
— Сегодня на границе с Беларусью уже, можно сказать, стоят войска НАТО, идет разговор о военной базе в Польше. Братская республика фактически граничит с государствами — членами мощного военно-политического блока. Это усложняет ее жизнь?
— Да, и это не секрет. Но Беларусь обладает значительным военным потенциалом. Еще во времена советской власти республике в военном отношении отводилась роль территории возможных военных действий. Поэтому там находилось множество объектов военной инфраструктуры. То есть по концентрации воинских частей, количеству аэродромов, военных складов, различных подъездных путей, рокадных дорог ей в то время не было равных. Республике Беларусь все это досталось в наследство. И хотя белорусская армия сейчас невелика, там примерно около 60 тысяч военнослужащих, это государство с одной из самых подготовленных армий. Что же касается военных отношений между Россией и Беларусью, то они складываются хорошо, как никакие другие. Силы ПВО одновременно защищают территорию двух наших государств. Неподалеку от города Барановичи действует радиолокационная станция раннего оповещения о ракетном нападении, обеспечивающая российским военным обзор в секторе, куда входят Литва и Польша, да еще позволяет следить за территорией в районе пролива Ла-Манш. Близ города Вилейка располагается пункт управления подводным флотом России в Атлантике. К тому же стоит напомнить и о региональной группировке войск Восточно-европейского региона коллективной безопасности, а это ни много ни мало — свыше 200 тысяч военнослужащих. В нее входят российские и белорусские части и подразделения. Поэтому парламентариям двух стран приходится приводить к единому знаменателю законодательные акты, определяющие деятельность совместной региональной группировки войск. Конечно, прежде всего в них оговариваются одинаковые права, защищенность и обязанности военнослужащих региональной группировки. Заметим: РФ не платит арендной платы за землю, на которой расположены эти объекты, а белорусская сторона содержит многие воинские подразделения общего подчинения. Отношения во многом строятся на взаимозачетах. Например, белорусские военные бесплатно периодически пользуются ресурсами спутников космических войск России, курсанты из Беларуси бесплатно учатся в российских военных вузах. И так далее...
— Николай Сергеевич, прошло десять лет, и мы видим, что экономическое развитие двух государств, несмотря на то, что некогда они были единым организмом, сегодня идет в совершенно разных направлениях. При этом в наших средствах массовой информации было высказано немало критических и даже издевательских замечаний по поводу пути соседей.
— Будучи оторванными друг от друга, два государства и не могли развиваться по-другому. В Беларуси нет сырья, но она еще в советское время была республикой высокоразвитого промышленного производства. Главное ее богатство — квалифицированные трудовые и научные кадры, разумное использование которых позволило стране возродить буквально разваленную в период “демократического” правления экономику. Развитие производства дает возможность более смело смотреть белорусскому народу в будущее. По-прежнему в мире пользуется спросом продукция минского тракторного, автомобильного заводов, покупаются знаменитые “БелАЗы”, станки, продукция нефтеперерабатывающей, химической промышленности... Если 80% всех товаров, идущих за рубеж из России, — с сырьевой основой, а также сырье, то 80% белорусского экспорта составляет готовая продукция.
— Тут, правда, стоит заметить, что основным рынком сбыта промышленных товаров Беларуси остается Россия...
— Как партнер в Европе она занимает второе место после Германии в торговых отношениях России.
— Стоит, наверное, отметить, что ни там, ни тут у нас нет каких-то национальных противоречий.
— О каких противоречиях может идти речь... Русский язык сейчас является в Беларуси государственным, и стоит включить радио или телевизор с белорусскими программами, вы услышите и русскую, и белорусскую речь — кому на каком языке говорить удобно, на том и говорит. У нас в России большая белорусская диаспора — до двух миллионов человек, но мы ее не воспринимаем как чужую. И точно так же там. Белорусы — самый близкий нам народ, а для меня особенно: там работал военным представителем на автозаводе мой отец, теперь живут мои братья.
К сожалению, Россия становится страной, из которой коренное население “утекает”. Беларусь же принимает в год до 30 тысяч граждан, теряет где-то около пяти тысяч, и вся миграция происходит между славянскими народами. Беларусь живет с приростом, за счет славянского населения. Людей привлекает в республике социальная стабильность, экономический рост, высокая бытовая культура. Проедьте по шоссе Москва—Минск и вы сразу же заметите, что въехали на белорусскую территорию. А уж Минск — просто красавец, что называется, вычищен и вылизан до блеска.
— Николай Сергеевич, все, что вы говорите о Беларуси, напрочь зачеркивает высказывания отдельных политиков о том, что эта страна в Союзе станет некоей экономической нагрузкой для России.
— Добавлю: если бы мы соединились в одно государство, экономический потенциал России мог бы вырасти за счет Беларуси. Причем значительно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter