Райца: второе дыхание
21.01.2012 17:06:54
Может ли обычная деревенька в Кореличском районе измениться всего за пару лет?
ПЕРВОЕ мое знакомство с тогда еще деревней, а сейчас агрогородком Райца Кореличского района состоялось летом 2007 года. И было оно «неофициальным». Тем летом я путешествовала по родной Беларуси туристом-дикарем. Средство передвижения — автостоп, маршрут — на свое усмотрение, бюджет — минимальный. Есть такая карта республики, на которой отмечены все населенные пункты, историко-культурные памятники, религиозные сооружения, музеи, гостиницы и другая полезная для путешественника инфраструктура. Так вот, из скупых схематических обозначений было известно: в деревне Райца Кореличского района есть две достопримечательности XІХ века — церковь Святой Варвары и дворянская усадьба. Какого путешественника такая информация не привлечет? И туристы-дилетанты — я, мои брат и сестра — устремились в Райцу. Естественно, автостопом. Это самый бюджетный способ передвижения, студентов-туристов обычно подвозят «за спасибо», а что с нас еще возьмешь? Второе знакомство, по сути, новое открытие, случилось, когда стала трудиться журналистом в «БН»...
...Сначала мы проехались в синем микроавтобусе, «придерживая» лопаты и тяпки одного агрария-частника. Но на одной развилке дорог земледелец остановился — дальше пути наши расходились. Ему налево, нам — прямо. А до Райцев-то оставалось всего каких-нибудь 7—10 километров! Что ж, пешком?
Но к нашему огромному удивлению вдруг на эту же развилку со второстепенной дороги подъехал... целый кортеж не менее чем из десяти легковых авто. «Делегация» была более чем странной. Представьте: веселый гармонист и… рыдающие женщины. Свадьба? Похороны? Да нет — проводы в армию!
Довелось и нам ехать в этой «автоколонне». Местного парня провожали всей деревней. Конечно, ведь служить полтора года в Кореличах (на расстоянии около 20 (!) километров от дома) — это не шутки! Ехали мы в темно-бордовой «копейке». А весь «кортеж» то и дело гремел по дороге белорусской глубинки автомобильными сигналами. Мы заметили, что в «нашей» машине из панели приборов во все стороны... торчат провода.
— У нас на прошлых выходных была свадьба. Вот в воскресенье ночью и вскрыли машину. Подобрали время, когда было не до того. Магнитолу унесли, но главное, что машина-то хоть едет, — объяснили молодожены. — Вам, кстати, пора выходить…
Мы остались на пыльной дороге, а «кортеж» помчался дальше — провожать солдата.
Трасса проходит в стороне от нужной нам деревни. Но тут же, на дороге, продмаг — это для покупателей из маленькой соседней деревушки Забердово. А мы поворачиваем направо, в Райцу. Деревенька утопает в зелени. Вся она словно слеплена из маленьких горок и подъемов. На ровном месте стоят деревенские домики, есть небольшое озеро. Входим в деревню около полудня. Встречают нас гуси да утки. Сельчан в это время днем с огнем не сыщешь. В поисках «гида» решились вторгнуться в частные владения. Иваныч, как назвал себя местный пенсионер, отдыхал в прохладе яблоневого сада. Но гостям был рад и с ходу предложил студеной водицы прямо из колодца.
— Церковь вы сразу увидите, как выйдете с моего двора, только смотрите «под небо». А вот что за усадебный дом — не пойму… Может, амбулатория? Так вам тогда за деревню, назад воротитесь, а потом в лес будет дорожка небольшая, по ней к старой-то амбулатории и выйдете, — посоветовал нам добровольный «экскурсовод».
И действительно, церковь — словно форпост у этой небольшой деревушки. Ее башня видна издалека, да и построена на возвышении. Вся деревенька под ней — как на ладони! Табличка дорожного указателя гласит: «Храм Святой Великомученицы Варвары». Пару ступенек рядом с небольшим зданием — плебанией (специальное помещение для священника), дальше довольно крутая тропка к церкви.
Нам повезло: не заблудились в лесу, пока искали здание старинной усадьбы. Вокруг та же буйная растительность. Грустные приметы забвения... Но прибита табличка: «Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь. Помнік архітэктуры ХІХ стагоддзя. Сядзібны дом. Ахоўваецца дзяржавай». Заглянули в окошко. На стенах — ошметки опадающей краски, больничный плакат с «зеленым змием» в уголке. Вот почему Иваныч назвал здание амбулаторией! В старинном доме лечили сельчан. Но потом, наверное, нашлось другое здание. А это забыли из-за ненадобности. Несколько разочарованные, уходим от этого культурного объекта.
В лесу еще одна находка. Маленькое зданьице без «опознавательных» знаков, но всё нараспашку. Внутри — заржавелый агрегат. Похож на… бойлер. Может, в нем когда-то кипятили белье и инструменты из больнички? Ценности, видимо, оно не представляет, исторической, во всяком случае. Это наследие страны Советов, год выпуска — 1979-й. Ржавое железо, даже металлосборщикам не пригодилось…
Два «покушения» на храм
Минувшей осенью мне удалось вновь приехать в Райцу. Как оказалось, с тех пор многое изменилось. Во-первых, Райца стала агрогородком. Во-вторых, просто-таки удивительным образом возродились ее главные ценности-достопримечательности: церковь и усадьба.
Нет у церкви привычных для православных храмов куполов и колоколов. Скорее она напоминает какое-нибудь оборонительное сооружение, башню-крепость. В конце XVIII — начале XIX столетий знать Беларуси начала строить родовые усыпальницы. Каждый хотел возвести что-то своеобразное и неповторимое, лучше, чем у остальных. Как-то Франциск Раецкий услышал о том, что на острове Святой Елены, где отбывал ссылку Наполеон, есть храм необыкновенной красоты. Франциск отправил туда молодого архитектора Яна Зайко, чтобы тот сделал зарисовки и досконально изучил строение. Путешествие длилось два года. А по возвращении Ян возглавил строительство костела, которое продлилось десять лет. Камни, собранные сельчанами по всей округе, и кирпич возили на волах. Архитектура храма — ретроспективно-готического стиля, его облик навеян романтической архитектурой средневекового укрепленного замка. (На башне была установлена скульптура Матери Божией, из-за которой спустя два века запутались в названиях храма и местное население, и я, о чем скажу чуть позже.)
...В 1817 году храм на средства помещика Раецкого был наконец-то построен. Кстати, в нем установили и орган. Но во время торжественного открытия, когда зазвучал музыкальный инструмент, по подвалу побежала трещина, и больше орган не использовали. Известно, что в 1863 году с «согласия» семьи Раецких костел был переосвящен в православную Свято-Преображенскую церковь. Вынужденную смену конфессии связывают с последствиями неудавшегося восстания под предводительством Кастуся Калиновского.
...А вот серьезные повреждения, ремонт которых я наблюдала несколько лет назад, «достались» зданию в наследство от советских времен.
Кстати, получается, что в Райце как бы две церкви. Первая — здание плебании у подножия храма, которое очень хорошо сохранилось, и где, когда церковь стояла в руинах, проводились богослужения. А так как нельзя было этого делать в неосвященном помещении, то плебанию окрестили и назвали церковью Святой Варвары. Восстановленная же старинная церковь — Свято-Преображенская...
...Так получается, что указатель приводит нас не к храму из красного кирпича, а к небольшому, беленому известкой зданию. Говорят, что эти два строения связывает подземный ход. Якобы некогда священник ходил в храм под... землей.
Но есть еще маленькая деталь, которая «помогла» мне запутаться в этой истории. Сохранился рисунок знаменитого художника Наполеона Орды (см. изображение), датированный 1816 годом. А теперь — внимание: на башне четко видна женская фигура, та самая статуя Божией Матери, с протянутыми в молитве руками. Эта гипсовая статуя простояла здесь довольно долго и даже успела «породить» в здешних местах своеобразную... мистификацию, из-за которой местный люд стал считать ее... статуей Святой Варвары, а красную церковь — названной в честь именно этой святой.
— Святая «стояла» на самой верхушке башни. И неоднократно ей в голову попадала молния, разбивала на осколки. Каждый раз статую восстанавливали. Но все равно у сельчан появилось поверье: мол, неспроста статуя лишается головы, ведь головы лишилась и сама Варвара. Перед масштабной реконструкцией думали восстановить статую и поставить на место. Но она буквально рассыпалась, — пояснил Валерий Бобко.
Новые хозяева старой усадьбы
...Но то, как изменилась «судьба» бывшего панского дома, — просто невероятно! Во-первых, он лишился прежней своей таблички. Здание сняли с реестра культурных ценностей и выставили на аукцион. Так дом бывшей усадьбы рода Верещака (одним из владельцев был Юзеф, брат знаменитой возлюбленной Адама Мицкевича Марии Верещаки) стал недвижимостью стоимостью всего 1 базовая величина (на тот момент — 35 тысяч рублей, или около 10 долларов). А во-вторых, как следствие, не просто нашел владельцев, но... постоянных жителей! Дом вновь ожил!
Супруги Солдатовы — известные люди в белорусской культуре. Вера Евгеньевна — мастер по соломоплетению, член Белорусского союза мастеров народного творчества, чьи работы выставлялись не только в Беларуси, но и в Англии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратах, США. В 2009 году мастерица награждена медалью Евфросинии Полоцкой. Вместе с мужем, иконописцем Александром Васильевичем, работала над созданием иконостаса из соломки в церкви Иоанна Крестителя, что в музейном комплексе «Дудутки», и над созданием первого в Беларуси Музея авторской соломки...
— А почему вы решили переехать в сельскую глубинку? — поинтересовалась я у знаменитой «соломянки».
— Ну, сначала-то я переехала не в эту усадьбу, а на хутор в другой старинный дом, тоже в Кореличском районе, рядом с Ворончей. Почему переехала? Я работала преподавателем в Институте культуры, и столько всего навалилось — работа, семейные неурядицы, что я просто «взвыла»: хочу на хутор, чтобы людей поменьше видеть! Узнали, что есть усадебка на отшибе, в которую беспрестанно лезут, грабят, ну, мы и переехали. Кстати, подружились с бабушкой-соседкой, Сапега Софьей Ивановной, ей тогда 95 (!) годков было. Так вот, она говорила, что место для этого дома когда-то выбирала... ведьма-ведунья. Место рядом с Ворончей необыкновенное — там такое ощущение, что всегда своя погода, свое течение времени. Так что, когда мы стали хозяевами этого дома, у нас уже был опыт.
Время перемен
Дом в Райце был настолько заброшен и неприспособлен для жизни, что первое время новым хозяевам приходилось «обитать» на открытом воздухе в парке, потом — ночевать на отремонтированной веранде. Миллиметр за миллиметром «отчищали», реставрировали усадебный дом.
— Уже несколько комнат готово, можно вполне комфортно в них жить, — проводит небольшую экскурсию Вера Евгеньевна. — Что было при старых хозяевах в какой из комнат, мы узнавали из старинных документов, фотографий, связывались даже с одной из оставшейся в живых монахинь, которая сейчас в Польше. Так гостиную-салон «угадали», сейчас здесь что-то вроде музейчика народного творчества и быта. Тут выставлены мои работы, экспонаты, купленные у людей или подаренные нам. Еще мы отреставрировали спальню. Представляете, удалось восстановить старинный паркет: слой за слоем снимали старую потрескавшуюся краску и теперь, пожалуйста, — паркет девятнадцатого столетия толщиной 40 (!) миллиметров. Еще столовая — наша кухня. Здесь — русская печка, всю кладку муж менял. А вот и ноу-хау: труба-то из печки нужна, так мы ее сделали своеобразной аркой и ввели в дымоход старого камина. Получилось, что для печки в столовой не пришлось крышу ломать.
Есть отдельная комната, куда пока складываются старинные вещи, требующие реставрации. А еще небольшая, но светлая мастерская иконописца.
— Для красок все беру от земли: камушки, саму почву, добавляю яичный желток. Потихоньку все перемалываю, смешиваю, я ведь уже хорошо знаком с технологией, — делится секретами Александр Васильевич. — Это настоящий что ни на есть белорусский менталитет — из ничего сделать все. Кстати, несколько икон изображены на дереве, выросшем на этой усадьбе. Его спилили, так как признали аварийным, а материалу — не пропадать же! Сам изображения не придумываю, всегда ориентируюсь на церковные образы. Ведь икона — это не просто картинка, это — богословие. Светское искусство задает вопросы, а икона на вопросы отвечает.
Вера Евгеньевна иногда переживает: по дому очень много работы, требующей мужской силы. И порой Александр Васильевич, потрудившись физически, не может сесть за икону — руки дрожат. А ведь при изображении икон невозможно делать какие-нибудь исправления. «Поэтому иногда я просто усаживаю его на день — только писать икону, — добавляет с теплой улыбкой хозяйка дома. — Это когда приезжают сын с женой и внуком, тогда они мне помогают».
...Для детей, бывающих регулярно, уже обставлена пристройка. Кстати, внуку Веры Евгеньевны в старинной усадьбе есть где «разбежаться»! Его все интересует. К примеру, в домашнем хозяйстве бабушки с дедушкой — а они держат козу, индюков, кур, котов, собак — когда-то была и лошадка. И парк. Сюда изучать уникальные деревья и растения, которые когда-то завезла помещица Стелла Раецкая, теперь приезжают ботаники из Академии наук. Кстати, в этом же парке находится единственный в Беларуси восьмитычинковый каштан. И сам дом, построенный в анфиладном стиле, очень занимает воображение 13-летнего подростка. Вера Евгеньевна все переживала: ведь окошки старинной двери на веранде застеклены 200-летним (!) стеклом, поэтому постоянно напоминала об этом внуку: «Аккуратно, не разбей, не хлопай!» Мальчик решил задачку проще: вообще дверь никогда не закрывает!
— Вообще, многое, относящееся к истории дома, находим в земле просто на уровне лопаты, когда копаем огород. Кстати, в прошлом году сама сеяла рожь — и на зерно, и для получения любимого материала — соломки, — поделилась Вера Солдатова.
...Дому в Райце еще «грозят» перемены. Реставрация ведь далеко не закончена. По идее, если все довести до ладу, то частично он станет и домом-музеем. Такую задачу ставил Солдатовым местный райисполком, когда продавал здание. Но и сейчас, пока еще все не завершено, Вера Евгеньевна и Александр Васильевич принимают гостей. Ребят и взрослых — для проведения мастер-классов. Заезжих туристов, просто волонтеров, которые захотят помочь усадьбе возрождаться. Работы здесь хватит на всех...
Надежда БУТОВИЧ «БН»