Райские птицы Ветки поющей.

Где можно увидеть книгу с историей в полтысячи лет?

Где можно увидеть книгу с историей в полтысячи лет?

Книжное искусство на территории Беларуси насчитывает несколько веков и занимает одно из почетных мест в истории восточнославянских культур. Любой первоклассник знает имя Франциска Скорины из славного города Полоцка, который, получив образование в Краковском и Падуанском университетах, первым среди восточных славян напечатал двадцать три иллюстрированные Библии в переводе на старобелорусский язык. В начале 1520-х годов переехал в Вильно и основал типографию. В ней напечатаны «Малая подорожная книжица» и «Апостол». Ренессансные издания Скорины с высоким качеством печати, характерными художественными, гравюрными и орнаментальными украшениями, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства задали тон книгопечатанию в Европе. К сожалению, множество раритетных шедевров навсегда утеряно. Но все же некоторые из тех, что издали последователи белорусского первопечатника, удалось сохранить. Этим мы обязаны в том числе и старообрядцам – людям, которые на протяжении столетий сохраняли на белорусских землях свои книги.

Увидеть подлинных «ветеранов» книжной истории может любой желающий, заглянув в Ветковский музей народного творчества имени Федора Шклярова или в Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых – Паскевичей, в фонды которых старообрядцы передали эти хрупкие бумажные памятники, многим из которых уже около полутысячи лет. В драматических событиях истории немногим даже каменным сооружениям удалось пережить такой «возраст».

Собрания старопечатных и рукописных книг ветковского и гомельского музеев поражают. Сейчас их фонды насчитывают 800 книжных памятников XVI – начала XX веков. Этим культурным изобилием мы обязаны во многом именно старообрядцам.

На белорусских землях в конце XVII века был основан крупнейший центр посадского старообрядчества – Ветка. И со всех концов православного мира сюда на протяжении столетий ревнители старой веры несли и свою «духовную пищу». Красота книги, искусство ее создания были для них не менее значимы. Писцы, художники, переплетчики, реставраторы, собиратели продолжили древние традиции книжной культуры и передали это наследие будущим поколениям.

«Коллекцию начал собирать наш первый директор Федор Шкляров, – рассказывает директор Ветковского музея народного творчества Галина Нечаева. –  Он родился в Ветке, был выходцем из старообрядческого рода, известен как самодеятельный художник, коллекционер местной старины, страстный почитатель и пропагандист местной культуры. Самая поразительная его находка, жемчужина ветковской коллекции – книга «Евангелие-тетр». Приставка «тетр» означает, что это евангелие для чтения, или четий. Возраст манускрипта – полтысячи лет, но краски до сих пор не поблекли. Родина его – Припятское Полесье, евангелие было написано  в мастерской монастыря, находившегося, по предположению московских ученых, где-то на границе Беларуси и Украины.

Листая страницы рукописной книги, можно полюбоваться древним балканским орнаментом, который восходит в своей истории к кельтской «плетенке». Орнамент представлял собой рисунок сложного плетения, перетянутого во многих местах узлами, окружностями, восьмерками, прямоугольниками и квадратами. Буквы идут одним строем, так как  слова еще не разделены пробелами. Сверху на орнаменты и шрифты наложено листовое золото.

Семнадцать поколений жителей Ветковщины передавали книгу из рук в руки, всячески оберегая. Во времена советского атеизма эта книга могла быть уничтожена. По преданию, когда все религиозные книги забрали у местных жителей и закопали в огромной яме, одна из женщин ночью выкопала ее и принесла домой. А 2006 году потомки семьи старообрядцев, выселенной после аварии на Чернобыльской АЭС, решили передать ее в фонд музея со словами «Здесь она будет дома».

В фондах музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Румянцевых – Паскевичей среди наиболее редких старопечатных изданий XVI – начала XVII веков – книги первых восточнославянских мастеров Василия Гарабурды, Анисима Радишевского, издания Виленской типографии, львовского мастера Михаила Слезки... Самая ранняя печатная книга из фондов музеев датируется 1575 годом. Это «Учительное Евангелие», напечатанное в Заблудове Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. «Эти книги – памятник книжного искусства и наше  национальное достояние», – говорит директор музея Оксана Торопова.

По книгам-шедеврам можно изучать и  стиль древнего художественного книжного декора. Разнообразие растительного орнамента, богатый колорит, обилие ярких образов птиц превращали книгу в настоящий райский сад. По книжным раритетам можно судить и о «книжной моде» XVI–XX веков. Сперва наиболее значимые творения «одевали» в кожаное убранство с металлическими застежками. Позже популярными стали бархат и парча. Внизу наносились так называемые владельческие надписи. Но, к сожалению, определить, кому многие из них принадлежали, сейчас сложно.

«Ветка впервые в исторических документах упоминается в 1680-х годах, – рассказывает Галина Нечаева. – В те времена это был крупнейший иконописный центр, здесь формировался собственный стиль орнаментального декора, который выполняли вручную. Из всех старообрядческих течений ветковское было одним из самых демократичных, потому что находилось на рубеже культур нового времени. Поэтому и ветковская школа мастеров вобрала в себя черты  культуры Речи Посполитой и культуры Московского государства. Наполненная новыми идеями и мыслями, она, несмотря на это, смогла донести первоначальную византийскую технику. Это мы видим и в книгах. Вот свободно разгуливающие по травкам и кустикам райские птицы, вот «цветущие» и «растущие» буквицы. Это архетип современных художественных книг и своеобразная философия бытия. Ведь, читая книгу, мы уходим от нашей обыденной действительности и подсознательно стремимся к райскому состоянию. В «райских» книгах-шедеврах все это действительно есть».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter