Уникальные библейские литографии Марка Шагала привезли в Москву

Рай Марка Шагала

Уникальные библейские литографии знаменитого художника привезли в Москву
У москвичей и гостей столицы есть возможность открыть для себя новую страницу творчества Шагала – в mustARTgallery проходит выставка литографии «Послание света» из немецкой частной коллекции. Она открыта до 31 августа.


Такими увидел Шагал наших прародителей Адама и Еву.

«Еще в детстве я был пленен Библией, мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена», – писал Шагал.

Заказ на офорты к Библии от французского мецената Амбруаза Воллара художник получил в 1920-е годы. Напечатать серию удалось лишь 40 лет спустя. За это время прошла целая жизнь – Вторая мировая перевернула судьбы людей. Более 30 гуашей и 60 офортов на библейскую тематику, выполненных художником после путешествия по Палестине, Сирии и Египту в 1931 году, публично сожгли по приказу Геббельса. В 1944-м в Штатах, где спасалась от Гитлера семья Шагала, умерла несравненная Белла – главная муза, о которой он до конца дней говорил, как о живой.

Шагал с новой семьей вернулся во Францию. В 1952–1956 годах занялся библейскими иллюстрациями в технике черно-белой и цветной литографии. Мастер признавался: «Когда я брал в руки литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я могу поместить на них все мои печали и радости…»

Еще один библейский сюжет. Литография «Лицо Израиля».

Шагал иллюстрирует общеизвестные сюжеты начиная с прародителей: он видит «Адама и Еву» исключительно в переливах изумрудных и алых оттенков. Зеленое Древо познания – все в красных яблоках, под ним первые мужчина и женщина, заключенные в одно тело. «Рай» – на переднем плане изумрудный ослик, а на втором – те же персонажи. С тем же еще не съеденным яблоком, форма которого «рифмуется» с формой груди Евы. Вот над согрешившей Евой, тело которой полыхает красным, сокрушается зеленоликий Господь.

И повсюду проглядывают козочки, ослики, птички, лошадки из витебского детства.

После того как в 1973 году в Ницце во Франции был открыт музей «Библейское послание Марка Шагала», стали говорить, что ветхозаветные сюжеты в его творчестве занимают такое же место, как и витебские.

СОВЕТ ОТ АВТОРА

Перед походом на выставку советую изучить основные сюжеты Ветхого Завета – их безумно интересно узнавать в творениях мастера. Здесь и Сара – первая из четырех прародительниц еврейского народа. И Рахиль, забирающая из отцовского дома идолов. И Агарь с Измаилом в пустыне. Есть и бедный Иов, о котором всем стало известно после звягинцевского «Левиафана».

Шагал любил экспериментировать.

Особое внимание следует обратить на работу «Встреча Руфи и Вооза». Библейская праведница Руфь, которая, собирая колоски в поле, встретила земледельца Вооза. Кто может быть прототипом, как не прекрасная Белла! Увидеть ее черты можно и у Эсфири, взятой в дом к царю Артаксерксу. Кому-то в профилях царей чудится и сам Марк Захарович…

«Библия содержит в себе высочайший идеал бытия человека на планете Земля. Если бы люди более внимательно читали пророков, они там могли бы найти ответы на самые разные вопросы бытия», – приглашает на выставку Марк Шагал.

Нина КАТАЕВА

ninakataeva@yandex.ru

Фото Галерея МастАРТ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter