Раввин Григорий Абрамович: Верить в добро

Любую историю можно “прочитать” по-разному  

Любую историю можно “прочитать” по-разному

Сегодня без интернета уже не обойтись. Вопрос лишь в том, как искать и воспринимать информацию. Конечно, интернет отвечает на многие вопросы, но и ряд ответов требует пояснения. Часто в сети можно натолкнуться на историю о якобы  наведенном проклятии на поглощенных рекой Свислочь представителей еврейской общины, которая изгнала из Минска еще в XVIII веке раввина Арье Лейба. Современному человеку понятно, что этой  легендой давали “объяснение” неожиданным разливам реки. К сожалению, “на счету” так называемого проклятия от раввина Арье Лейба бен Ашера не только наводнения, но и пожары. История сохранила лишь обрывки информации.

Арье Лейб был выдающимся ученым и знатоком Талмуда, но, к сожалению, был крайне резок в критике и суждениях. И вот в Минске в 1742 году его враги настроили против него уважаемого раввина Иехиеля Гальперина, сфабриковали обвинение и вынудили его спешно покинуть город. Сочувствующие понимали, что это было наказанием раввину Арье Лейбу бен Ашеру за его критические замечания, порой и в адрес тех, от кого материально зависела еврейская община. Проклятие же от Арье Лейба бен Ашера прозвучало скорее не потому, что его попросили оставить Минск навсегда, а за то, что устроили из этого церемонию глумления и позорную процессию.

Впрочем, учитывая то, что каждому тяжело, когда тебя выгоняют, увольняют, унижают, я не думаю, что уважаемый раввин проклял общину на долгие годы, а может, и не было проклятия, а только предостережение. Увы, народ до наших дней сохранил эту легенду. О ней мы вновь услышали и во время разлива Свислочи пару лет назад. Кстати, именно в это время я проводил еврейскую свадьбу — Хупу, и понял, что наводнение не помешало любящим сердцам в церемонии, лишь создало препятствие, которое смогли преодолеть.

Интернет чем-то похож на народную молву, и коль в нем есть многое, стоит упомянуть и о благословении раввина Арье Лейба бен Ашера продавщице субботних хал — женщине по имени Блюмка. Она не радовалась позору раввина, она горевала и попыталась помочь ему хотя бы тем, что дала в дорогу субботние халы. После его благословения женщина разбогатела, а минский хлеб славится по сей день и в России, и в Израиле, и в Америке. К слову, тот, из-за кого якобы изгнали Арье Лейба — раввин Иехиель Гальперин, создатель книги “Седер Адорот” (“Хроника поколений”), не был его оппонентом. Однако и последний обладал чем-то особенным. Ведь после Второй мировой войны, по мнению минчанина ребе Якова Барашанского, в Минске так и не удалось ломами снести домик-памятник раввина Гальперина.

То, что несет народная молва, увы, не остановишь, да и нельзя сказать, что за этим только сплетни, суеверия, пережитки, в этом есть и фольклор, и порой частички истории. Цель любого раввина независимо от обстоятельств — помогать в понимании Торы и исполнении заповедей. Хочется верить, что и цель интернета — помогать в получении необходимой информации, способствовать контакту между людьми.   А цель человека — нести Божественную искорку, любить и поддерживать, получать информацию  и анализировать ее релевантность, быть готовым защищаться от зла и верить в добро.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter