Государством выстроена четкая система обучения и социализации особенных детей

Равные возможности

Каждый ребенок в Беларуси имеет право на получение качественного образования. Дети с особенностями психофизического развития не исключение. И, самое главное, белорусами уже давно пройден так называемый порог толерантности: мы не делим детей ни по какому принципу. Наши — значит, самые лучшие.
Наталья КОЧАНОВА, председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

«Очень важно, чтобы дети с особенностями развития смогли влиться в общество, стать полезными и найти свое призвание в жизни. Равное образование для всех — это главный посыл для системы образования нашей страны».

На законных основаниях

Число ребят с особенностями психофизического развития растет во всем мире — это не только наша проблема. В Беларуси все они окружены заботой и вниманием. Создан и ежегодно обновляется банк данных о детях с ОПФР, включающий 179,4 тысячи человек, из них 15,6 тысячи имеют инвалидность. У большей части ребят (60 %) отмечены легкие нарушения. При этом они не нуждаются в получении специального образования, ими занимаются в более чем 3,6 тысячи пунктах коррекционно-педагогической помощи в детских садах и школах.

— Беларусь первой среди стран СНГ приняла Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», что стало важным шагом в развитии национальной системы специального образования и имело огромную социальную значимость, — отмечает главный специалист управления дошкольного образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Елена Мулица. — Впервые на законодательном уровне были закреплены права на получение образования детьми с ОПФР как в специальных учреждениях образования, так и в учреждениях общего типа, бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, получение ранней комплексной помощи детьми в возрасте до трех лет, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями. Сейчас все эти вопросы урегулированы Кодексом об образовании. Заметим, ребята не остаются без внимания и по мере взросления. На протяжении двух лет выпускника с ОПФР патронируют работники учреждения образования.

В центре внимания

Особое место в системе специального образования — у центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), которые были созданы в свое время по поручению Президента. Сейчас они есть в каждом районе. Безусловно, ЦКРОиР — уникальные организации, поскольку круг их «интересов» необычайно широк. Здесь не только обучают и воспитывают ребят с самыми сложными нарушениями развития, но и оказывают помощь детям в возрасте до трех лет, координируют совместную работу родителей и профессионалов в сфере специального образования, что позволяет оперативно решать практически любые вопросы. Крайне важной является и деятельность ЦКРОиР по выявлению ребят с особенностями в ходе работы психолого-медико-педагогических комиссий.


Рождение ребенка с ОПФР — серьезное испытание для родителей: изменяется вся организация семьи, возникает огромное количество вопросов, на которые хочется получить обстоятельные ответы, — говорит специалист. — Практически во всех ЦКРОиР есть кабинеты ранней комплексной помощи. Предусмотрена система мер, включающая выявление детей с нарушениями развития и риском их появления, обследование, реабилитацию, коррекцию и многое другое. 

Стоит отметить, что количество детей, которым оказывается такая поддержка, с каждым годом увеличивается: с 1,4 тысячи человек в 2017 году до 1,6 тысячи в 2022-м.

Мы предлагаем родителям как посещение занятий в ЦКРОиР, так и психолого-педагогическое сопровождение. В том числе выезд педработника (при необходимости группы) на дом, проведение занятий, консультирование по поводу индивидуальных особенностей ребенка, условий, необходимых для его оптимального развития, и так далее. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, — рассказывает Елена Мулица.

Доброта не напоказ

Один из главных кирпичиков в фундаменте образования для детей с особенностями психофизического развития — принятие их обществом. Поскольку 70 % таких ребят учатся в интегрированных классах и группах, вопрос не праздный. Но, как считает Елена Мулица, порог толерантности белорусами давно пройден. Особенные дети — такая же часть нашей жизни, как и любые другие.


— Еще лет 20 назад существовала широкая сеть специализированных школ и школ-интернатов, — напоминает специалист. — Сейчас их гораздо меньше, а ставка делается на интегрированное обучение и воспитание. В интегрированных классах обычные ребята стараются помогать особенным детям, охотно общаются с ними, выполняют совместные задания.

Впрочем, природная толерантность белорусов вовсе не исключает того, что доброту и эмпатию нужно воспитывать и рекламировать. Для этих целей проводятся встречи, классные часы, развлекательные и спортивные мероприятия. Например, такие как республиканский фестиваль «Вясёлкавы карагод», республиканский конкурс «Усе разам» для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии и другие. К участию в таких мероприятиях привлекаются и студенты педагогических вузов, которые выступают в роли волонтеров и одновременно учатся коммуницировать с детьми.

Учитель как зеркало

То, что психологический климат в коллективе зависит от педагога, не секрет. К тому же он должен быть подготовленным. В Министерстве образования этот момент не оставляют без внимания, подчеркивает Елена Мулица:

— Сегодня в системе специального образования работают около 12 тысяч учителей-дефектологов. Их подготовка осуществляется на базе шести вузов республики, основным из них уже много лет остается Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Вместе с тем проводится работа, чтобы любой учитель был готов к тому, что в его класс или группу придет ребенок с ОПФР. С 2013 года на всех педагогических специальностях в учебные планы включен курс по специальному образованию. Планируется внести корректировки в учебные программы повышения квалификации и переподготовки кадров как раз по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями. Приведенные мной примеры — только часть масштабной работы, которая ведется сейчас и будет продолжаться.

bebenina@sb.by

Фото предоставлены Министерством образования
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter