Международные наблюдатели: условия голосования в ходе плебисцита соответствовали всем мировым стандартам

Равные права для всех

Международные наблюдатели отметили, что условия голосования в ходе плебисцита соответствовали всем мировым стандартам

Почти две сотни иностранцев были аккредитованы для наблюдения за референдумом. Они объективно и непредвзято оценили избирательный процесс. Корреспондент «НГ» пообщалась с зарубежными гостями и узнала их мнение относительно белорусской модели народного волеизъявления.

Международные наблюдатели следили за ходом референдума в Витебской области.
Фото  БЕЛТА

От рассвета до заката

Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания России Константин Косачев 27 февраля прибыл на участок для голосования № 33 в Минске за 10 минут до открытия. В Беларусь он приехал как координатор миссии наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ. Однако и сам решил не сидеть сложа руки — с раннего утра основного дня голосования приступил к наблюдению.


— В первую очередь обращаю внимание, насколько удобно гражданам: нет ли очередей или какой-то путаницы, лишних людей в помещении, которые мешали бы ходу голосования. В интернете ходят слухи, что подобные провокации возможны. Любая попытка помешать голосованию — прямое нарушение прав граждан, вмешательство в демократический процесс проведения референдума, — рассказал Константин Косачев, заходя на участок.

Вице-спикер Совета Федерации пообщался с председателем и членами комиссии, национальными наблюдателями. При этом осмотрел не только опечатанные утром урны для бюллетеней, но и пожелал взглянуть на ящики, где хранятся голоса тех, кто высказал мнение досрочно.

— Мы убедились, что урна находится здесь, на участке, что она опечатана и ждет своего часа для подсчета бюллетеней, — отметил Константин Косачев. — Хотя вопрос в бюллетене стоит просто, и граждане должны решить, они за или против новой Конституции, сам референдум — возможность проявить осознанную позицию, которая совершенно точно будет отражать настроение всего народа. Вижу, что позиции относительно проекта Основного Закона разные. Но важно, что сама идея внесения изменений и дополнений получила реальную поддержку у простых белорусов.

Константин Косачев высоко оценил то, что информация о предлагаемых изменениях и дополнениях Конституции и самом референдуме была доступна во всех средствах коммуникации:

— В разговорах с голосующими минчанами убедился, что понимание изменений и дополнений, которые предлагается внести в Конституцию, очень высокое. Все те, кого это действительно волнует, получили исчерпывающие ответы на вопросы еще до старта голосования. 43 % проголосовавших по стране досрочно — это высокая цифра. Но для обретения легитимности референдума требуется, чтобы мнение высказало не менее половины тех, кто внесен в списки участников. В Беларуси почти семь миллионов граждан с правом голоса, поэтому проголосовать должны чуть менее 3,5 миллиона человек. Это очень жесткие требования. Переступить столь высокий порог можно лишь в той стране, где народ реально осознает важность активного участия в общественно-политической жизни.

Голосовали по закону: своему и международному

До самого закрытия участков Константин Косачев ездил по Минску и наблюдал за ходом референдума. Оценкой происходящего поделился в понедельник. По словам вице-спикера Совета Федерации, референдум прошел не просто при соблюдении прав и свобод участников, но соответствовал как внутреннему законодательству, так и международным обязательствам Беларуси в электоральной сфере.

— Замечу, что наши эксперты — долгосрочные наблюдатели из Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — приступили к работе задолго до старта досрочного голосования. Еще до основного дня было подготовлено два официальных документа: первый связан с соответствием процедуры подготовки референдума белорусскому законодательству, а второй — с соответствием международным нормам, — подчеркнул Константин Косачев. — Миссия международных наблюдателей — следить за тем, чтобы у всех белорусов была возможность беспрепятственно высказаться на референдуме. Этим мы и занимались. Воочию убедились, как в Беларуси соблюдались принципы тайного голосования, требования о недопустимости контроля за волеизъявлением избирателей. Все люди имели абсолютно равные права, чтобы посетить участки, получить и заполнить бюллетени и проголосовать как они считают нужным. В отдельных случаях наши эксперты фиксировали определенные недоработки технического характера. Самой серьезной из них было отсутствие на некоторых участках пандусов для людей с ограниченными возможностями. Однако ни одна из этих погрешностей не могла повлиять на исход голосования.

По мнению Константина Косачева, Конституцию демократической страны формируют только ее граждане. Здесь не может быть альтернативного мнения. Однако далеко не во всех государствах поправки в Основной Закон вносятся через всенародное голосование:

— В Германии, например, достаточно одобрения двух третей в парламенте. Народ по большому счету не спрашивают. Или вспомним изменение Конституции Украины, когда среди прочего была внесена поправка о том, что страна будет стремиться в НАТО. Никто на референдум этот вопрос не выносил, Верховная рада приняла решение под давлением Майдана и госпереворота. Такого рода процедуры я бы точно не стал называть демократичными. А вот в Беларуси мы видим демократию самой высшей пробы.
Илькин Заур Шахбазов, сотрудник ЦИК Азербайджана, наблюдатель от миссии СНГ:

— Обновление Конституции — внутреннее дело каждой страны. Ведь речь идет об Основном Законе, по которому функционирует государство, там прописаны ключевые моменты жизни общества и действия политической системы. Все остальное законодательство фактически подстраивается под Конституцию, основывается на ней. Нынешний референдум в Беларуси — очень важное событие. Не побоюсь назвать его историческим моментом.

В качестве наблюдателя на голосованиях мне приходилось работать в России, Казахстане, Кыргызстане, Грузии, Молдове, Болгарии, Сербии и других странах. В 2020-м работал на президентских выборах в Беларуси. Интересный опыт, так как в тот год мир охватила пандемия — это серьезный вызов для проведения электоральной кампании. Тем не менее голосование было организовано безупречно. Особенность Беларуси в успешно внедренном досрочном голосовании. Кроме того, у вас на местах применяются списки избирателей или участников референдума. Эти моменты помогают сделать процесс прозрачным и эффективным.

В Азербайджане есть другие методы работы на голосованиях. Так, на пятой части участков обязательно установлены видеокамеры: следить за ходом волеизъявления народа можно онлайн из любой точки планеты. Ноу-хау Кыргызстана — электронная урна, которая автоматически подсчитывает голоса (хотя и ручной подсчет тоже предусмотрен).

В основной день голосования ходил на открытие и закрытие участков — это ключевые моменты, между ними посещал разные участки и общался с национальными наблюдателями, голосующими. Я убедился, что волеизъявление белорусского народа свободное, а комиссии работали непредвзято и объективно.
Хайнц-Рудольф Вемайер, независимый наблюдатель из Германии:

— Я приехал по рекомендации белорусского посольства в Берлине. Не смог отказаться от такого предложения. Референ­дум — исторически важный для Беларуси момент. Мне всегда импонировала социальная направленность государственной политики в вашей стране, близкие контакты между Правительством и населением. Очень важно, чтобы жизнь продолжала идти мирно и спокойно.

Наблюдал за работой участков для голосования на Могилевщине. Общее впечатление положительное. Все соответствовало техническим нормам, замечаний нет. Порадовало большое внимание населения к референдуму. Рад, что смог увидеть это своими глазами.

Ведь уже 30 лет поддерживаю отношения между Беларусью и Германией. Особенно между Виттенбергом и Могиле­вом — это города-побратимы. Наша молодежь, пожилые люди, туристы и специалисты различных направлений любят приезжать в Беларусь, у нас прочные гражданские отношения. Способствует этому общая высокая культура белорусов.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter