Растет интерес к педагогическим специальностям

Равнение на учителя

Что и говорить, последние лет 10 педагогическая отрасль переживала не самые лучшие времена. С каждым годом становилось все меньше учителей старой закалки, для которых приход в профессию был не случайным решением — осознанным, по зову сердца выбором. А ведь во все времена оплата за этот труд, чаще нелегкий и не всегда благодарный, при этом чреватый достаточно болезненными для общества ошибками, была несоразмерной вкладу. Мне не хотелось бы обидеть целое поколение учителей, заявив, что в педагогику пришли только случайные люди. Это не так. И все же в силу внезапной смены полярности общечеловеческих ценностей еще в начале 1990–х контингент наших абитуриентов оставлял желать лучшего. Но сегодня я с радостью хочу сообщить: ситуация кардинально меняется.



Итоги только что финишировавшей вступительной кампании дают повод с оптимизмом смотреть в будущее. Так, в Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка было подано почти 2.600 заявлений, а конкурс сформировался на всех специальностях бюджетной формы обучения и составил в среднем 2 человека на место. В частности, стать студентами дневной формы изъявили желание 1.613 абитуриентов (для сравнения: в прошлом году — 1.553) на 820 мест. В результате БГПУ выполнил план приема на «бюджет» на 100%, причем на этот раз — без дополнительного набора.

А теперь об уровне. В конкурсе за право стать студентом БГПУ участвовали 148 медалистов и обладателей дипломов ссузов с отличием, что на 12% больше прошлогодних цифр. Значительно — на 17% — вырос интерес к профессии и у выпускников лицеев и гимназий. И это не случайно. За каждой вселяющей надежду цифрой стоит огромный труд администрации вуза, направленный на возрождение престижа профессии, что, впрочем, тоже не дало бы таких результатов, не будь наша инициатива поддержана государством. Конечно, многие из использованных в процессе «агитации» методов достаточно традиционны, но мы ими тоже не пренебрегали: презентации профессии в школьной аудитории нынешних студентов–практикантов, задушевные выступления преподавателей университета на «последних звонках», профориентационная работа во время «Звездных походов»... Не первый год я и сам как ректор главного педвуза страны с удовольствием принимаю участие в кампании, рассылая персональные приглашения медалистам, победителям и призерам республиканских олимпиад из Минска и Минской области на педагогические специальности без сдачи централизованного тестирования и вступительных испытаний. Это тоже неплохо сработало. Плоды дала и работа с молодежью во всех популярных соцсетях. И конечно же, особая ставка сделана на педагогические классы, призванные мотивировать к осознанному выбору еще в школе. В стране таких классов уже больше сотни. В них ребята узнают о преимуществах педагогической профессии: это и двухмесячный отпуск, причем всегда в летнее время, это и стабильная работа, хорошие условия труда, почет и заслуженное уважение со стороны общества, простор для реализации личного творческого потенциала и многое другое.

К каким же специальностям в этом году проявили интерес наши абитуриенты? Медалисты и обладатели дипломов ссузов с отличием в большинстве своем отдавали предпочтение таким направлениям, как «Логопедия», «Математика и информатика», «История и обществоведческие дисциплины», «Русский язык и литература». Самые высокие конкурсы на дневную бюджетную форму обучения сложились на специальностях «Спортивно–туристическая деятельность» — 12,6 человека на место, «Спортивно–педагогическая деятельность» — 7,8 человека на место, «Психология» — 6,9 человека на место... Абитуриенты заочной формы обучения наибольший интерес проявили к специальности «Музыкальное искусство, ритмика, хореография» — 3,6 человека.

Соответственно выросли и проходные баллы. Скажем, на самую популярную у «дневников–бюджетников» «Логопедию» можно было пройти с 329 баллами. Знаний на 323 балла потребовала специальность «Изобразительное искусство и компьютерная графика», 289 — «Сурдопедагогика»... В целом, если сравнивать с 2015 годом, то 80% специальностей предполагали уровня подготовки на 20 — 50 баллов больше.

Конечно, нам было очень интересно узнать и мотивы сегодняшних абитуриентов, выбравших БГПУ. И вот что мы выяснили посредством опроса в соцсети. 40% вчерашних школьников ответили, что о профессии педагога мечтали с детства, около 12% последовали совету родителей, более 10% решили продолжить педагогическую династию и еще 10% сделать выбор помог школьный учитель.

А еще очень радует, что в этом году педагогикой заинтересовалось больше юношей: на физико–математическом, историческом и факультете физвоспитания их теперь более 40%... Но самое главное — в глазах сегодняшних первокурсников я заметил еще больше огня и целеустремленности, которые, приумножаясь в каждом новом поколении педагогов, станут безусловным гарантом успешного будущего нашей страны.

Александр ЖУК, ректор БГПУ имени М.Танка.

Советская Белоруссия № 141 (25023). Вторник, 26 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter