Эксперимент: корреспондент «Р» выяснила, как сэкономить время в очередях

Равнение на хвост

Ничто так не развивает выдержку и самообладание, как очередь в кассу. Стоять в них не любит никто. И ученые тоже. Вот для New York Times они и выяснили, как всегда занимать самую быструю очередь. Вооружившись секундомером, корреспондент «Р» проверила теорию на практике и выяснила, насколько она применима к нашим реалиям.


Ходить по магазинам — мечта, а не работа. Получив задание проверить, как торговые точки Минска готовы к наплыву покупателей, отправляюсь в супермаркет на улице Сурганова. Сразу оговорюсь: везучесть — это не про меня. Если у кассира нет сдачи, сломался терминал или закончились пакеты, то знайте: в этой очереди стою я. Но сегодня мне точно повезет, ведь я знаю азы науки стояния в очередях. 

На часах 17.00, и в это время в магазине как всегда не протолкнуться — то что надо! Из 12 касс работают 9. У каждой ленты — в среднем по 4—5 человек. 

Закидываю в корзинку две пачки чипсов и колу и ищу скоростную очередь. Сомневаюсь между кассами № 7 и № 11. В первой стоят два человека с доверху груженными тележками, во второй — пятеро с корзинками, в каждой не более 6 товаров. Логика подсказывает: чем меньше товаров, тем быстрее. Как бы не так. Ученые говорят, что нужно становиться в очередь к людям с полными корзинками или тележками. И вот почему. На деле больше времени уходит отнюдь не на пробивание покупки, а на ее оплату. Нью-йоркский журналист Дэн Мейер выяснил, что в Штатах каждый товар пробивается в среднем за 3 секунды, оплата занимает 41 секунду. Поэтому человека с сотней товаров обслужат быстрее, чем четырех с 20 покупками у каждого. Простая математика. Проверим, насколько расторопны наши кассиры. 

Провести эксперимент помогает моя коллега Алина. Я становлюсь к ленте № 7, она — к № 11. Засекаем время — на пробивание одного товара у наших кассиров уходит не более 3 секунд, как и у американских. Исключение — товары на развес, которые приходится взвешивать кассиру. А вот с оплатой наши управляются вдвое быстрее — до 20 секунд. 

— Давай в другую, здесь долго будет, — слышу две девушки позади меня совершают роковую ошибку и занимают за Алиной, я ехидно улыбаюсь.

— Стой тут. Я в соседнюю займу. Так быстрее будет, — учит мама дочку, а я впервые жалею, что у меня нет детей. 

— Оттого что вы толкаете меня корзинкой в спину, очередь не станет двигаться быстрее, — нервничает кто-то в хвосте, атмосфера накаляется.

— Свободная касса! — объявляют в 12-й кассе. 

Два человека отделяются от нашей очереди и мчат туда. 

Теория оказалась жизнеспособной: оплатив покупку, я уже выхожу, Алина все еще стоит — перед ней 1 человек.

Кассиры «кому за 45» обслуживают клиентов быстрее,
 поскольку более опытные и к тому же умеют лучше считать сдачу в уме.

Совет второй: важно не только, сколько другие покупают, но и что они покупают. Если в их корзинках разные товары, то придется ждать дольше. Также ученые советуют становиться за покупателями, у которых большинство продуктов в твердой упаковке. Так и поступаю. Мужчину передо мной с двумя одинаковыми бутылками колы обслуживают менее чем за минуту. Женщину с пакетом замороженной брокколи и тостовым хлебом — 4 минуты. Кассиру пришлось вводить цифры штрихкода вручную, потому что стикер на упаковке овощей оказался смят.

Вот мужчина пытается прощемиться без очереди. К такому теория меня не готовила.

— Мне только сигареты купить, — оправдывается.

Наша очередь дружно испепеляет его взглядом и синхронно закатывает глаза от недовольства. Нужных сигарет не оказалось, и кассиру пришлось идти в другую кассу. Уровень возмущения зашкаливает. Я уже успела придумать не менее 5 способов, как избить наглого курильщика палкой сырокопченой колбасы в лучших традициях Ван Дамма.

Еще один секрет быстро пройти испытание очередью — становиться в кассу слева от себя. Ученые говорят, что большинство людей правши и потому чаще всего становятся в правую кассу. Ни в одном из трех проверенных нами магазинов этот совет не сработал. Покупатели смотрели на количество людей, а не на расположение касc. 

А вот в очередь, сворачивающую за угол, действительно лучше не становиться. В супермаркете возле метро «Спортивная» кассир не видела реального количества покупателей и работала медленнее. В этой очереди, сворачивающей за стеллаж со жвачками, я стояла дольше всего — 23 минуты. За это время наслушалась всякого. И даже прониклась к судьбе мадам с телефоном позади меня, которая не может взыскать с мужа алименты и ей «катастрофически не хватает денег». Уж не поэтому ли в ее корзинке вижу бутылку Chateau Bruno и сыр камамбер? 

А что с мини-магазинами? Захожу в гастроном на улице Якуба Коласа. Здесь три обычные кассы и еще одна в винно-водочном отделе. В последнем тоже можно оплатить продукты, но немногие об этом знают. 

Подводя итоги эксперимента, можно вывести 4 основных закона очереди. Первый — соседняя очередь всегда движется быстрее. Второй — как только вы перейдете в другую очередь, ваша начнет двигаться быстрее. Третий — ваше метание туда-сюда взвинчивает обе очереди. Четвертый — чем больше ожидание, тем больше вероятность, что вы стоите не в той очереди.

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter