Ратуша для мачехи

Книжный навигатор

Вольга Бабкова. I цуды, i страхi. Мiнск, Галерэя Б, 2010.


Ольга Бобкова много лет проработала в историческом архиве. Через ее руки прошли уникальные документы, в которых жизнь наших предков предстает в фактах и подробностях, вымыслить которые невозможно. Так появились на свет исторические эссе Ольги Бобковой об эпохе Великого княжества Литовского, которые читаются как захватывающие рассказы и позволяют особенно живо перенестись в то время, потому что герои их — «обыватели». Обычные люди, аптекари, купцы, мелкая шляхта, корчмари... В одной из глав автор приводит примеры... ругательств, которыми обменивались литвины. В другой — даются примеры имен, которые они носили, а среди них встречались очень характерные: Стефан Щодра, Хома Драгба, Себастьян Спадоба, Янка Лихи, Каспар Непитущи... Из небольшой по объему брошюры можно узнать о корчмах и рынках ВКЛ, криминальной хронике, отношении к детям и супружеских разборках, а также о ведьмах и колдунах, которые по–своему сводили счеты с обидчиками. Многие эссе посвящены истории Минска, который 400 лет назад был типичным европейским городом. Ольга Бобкова на основе архивных исследований рассказывает, где находились Троицкая гора, Зборовая улица, Новый рынок, когда была построена Минская ратуша — до сих пор насчет точной даты постройки были сомнения. А название автор взяла из «Шляхцiца Завальнi» Яна Барщевского — колористика та же.


Марио Варгас Льоса. Похвальное слово мачехе. Москва, Иностранка, 2010.


Книга эта повергла меня в некоторое недоумение, впрочем, не только меня, но и критиков. Да, много раз подчеркивалось, что новоиспеченный нобелевский лауреат Льоса пишет ну очень уж разные романы. Есть у него и «эротическая» линия... Но «Похвала мачехе» — это уж как–то чересчур лобово. Кто–то назвал этот роман «Постмодернистская архетипическая эротическая утопия». Кстати, это только первая часть дилогии, вторая — «Записки дона Ригоберто» — вышла в 1997–м. Основной сюжет: сорокалетняя красавица мачеха пытается наладить отношения с приемным сыном–школьником, очаровательным ангелочком, но тот хладнокровно соблазняет ее и добивается, чтобы отец выставил «совратительницу» из дому. Кажется, ничего, кроме банальной «чернухи», такой сюжет породить не может. Однако любовь подростка к старшей родственнице — тема для Льосы родная, обусловленная автобиографически. Прелестно она раскрыта в романе «Тетушка Хулия и писака»... Поэтому «Похвальное слово мачехе» воспринимается какой–то интерпретацией. Конечно, мастерство не пропьешь, наряду с «утрированным эротизмом» в романе подмечают «высокопоэтическое письмо». Дон Ригоберто, эротоман и интеллектуал, и его пышнотелая жена трансформируются в архетипы, представая античными героями и богами, а в образе безжалостного и очаровательного пасынка угадывается Амур. Особого месседжа, то бишь авторского послания читателю, на этой картине маслом не наскребешь, но полюбоваться на нее любителям жанра можно.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter