Итоги совещания Президента с руководством Совета Министров

Рациональное зерно экономики

Что изменится в распоряжении госимуществом, кого государство поддержит в первую очередь, почему зерно стало оружием и о чем ­Президент предупредил чиновников. Подробности совещания во Дворце Независимости

На совещание ­Президента с руководством Совета Министров было вынесено два проекта нормативных актов. Они касаются распоряжения госимуществом и дополнительной поддержки граждан и трудовых коллективов в условиях санкций. Но разговор предсказуемо вышел на глобальный уровень. Обстановка на внешнем контуре не предполагает расслабленности и разгильдяйства. И Александр ­Лукашенко сказал об этом открыто:

— Идет гибридная война. СМИ, дипломатия, финансы, экономика — все задействовано. И провокации военные начались. Мобилизуйтесь. Будет в закромах что — любую войну выдержим, не дай бог, конечно… Если будет работать экономика, будет что покушать и во что одеть людей, — это гарантия того, что мы выдержим.
Концептуально тематику совещания можно разделить на два блока. Первый касался рассмотрения проекта Указа ­Президента «О распоряжении имуществом» и законопроекта «О дополнительных мерах в социально-трудовой сфере». Во второй части обсудили ряд других горячих вопросов повестки дня. С них мы и начнем.

Вопрос большой политики

Одна из главных тем сегодня, актуальная не только для страны, но и глобального рынка, — начавшаяся уборочная кампания. 

— Каждый день весь мир пугают голодом. К осени, к зиме — невиданным голодом со времен Великой Отечественной войны. Нагнетается ситуация, как с пандемией, еще чем-то. Но дыма без огня не бывает. Голоду быть. И не только потому, что не вывезли украинское зерно или Россия под санкциями, — заметил ­­Президент.

Он напомнил, что уже много раз говорил об этом: не только хлеба не будет в мире. Констатируют это и международные организации, несмотря на то что в той же России планируют собрать хороший урожай.

— И вы видите беспомощность, с которой аж целая ООН пытается предотвратить неизбежный кризис. 50 стран мира критически от них (поставок зерна из России и Украины. — Прим. ред.) зависят — от этого продовольствия. Так это еще цветочки, — предупредил Александр ­­Лукашенко.

А всю мировую продовольственную ситуацию он описал так:
— Безумный маховик санкций в отношении минеральных удобрений, нефтепродуктов, логистики перевозок (фрахт, страховка) грозит сорвать последующие агросезоны и просто обрушить рынки продовольствия.
В целом же год в сельском хозяйстве складывается неплохо, отметил белорусский лидер:

— И в России урожай, и Украина еще что-то соберет. И у нас, если мы расхлябанно себя вести не будем, получим хлебов столько, сколько нам надо для людей и животных.

В то же время Беларусь не будет вывозить пшеницу или какие-то другие культуры, хотя и может, для экспорта останутся технические культуры (рапс, лен), картофель, заявил Глава государства:
— Зерновые мы вывозить не будем. Надо это все перемолоть через животноводство — получить мясо, молоко.
А вот касаясь складывающейся конъюнктуры, ­­Президент не сомневается, что в целом цены на рынке продолжат расти:

— Рост цен на зерновые повлечет мгновенный рост на другие виды продовольствия, продукцию животноводства. Цены уже побили все исторические рекорды.  

В качестве примера белорусский лидер привел пшеницу, которая только за последние полгода подорожала на 60 процентов. Напомним, индекс продовольственных цен ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в марте 2022‑го достиг рекордного значения за все время существования (с 1990 года) — 159,3 пункта. Сейчас значение индекса незначительно снижается, но по-прежнему остается довольно высоким (по итогам мая — 157,4 пункта). Александр ­­Лукашенко резонно заметил:
— Как оказалось, доллары на хлеб не намажешь. Вы прекрасно помните, что предыдущий скачок цен на пшеницу в 2008 году закончился печально известной «арабской весной». Зерно стало большой политикой и, по сути, оружием.
Поэтому я вам и говорю: если будет работать экономика, будет что покушать и во что одеть людей, — это гарантия того, что мы выдержим. А если Правительство не провалит еще под видом санкций другие секторы экономики, то никакие санкции нам не страшны.

Потери недопустимы

Обращаясь ко всем участникам совещания, Глава государства подчеркнул:
— Ситуация на продовольственном рынке — это шанс хорошо заработать. Поэтому нынешняя уборочная кампания должна пройти на высочайшем уровне организации и дисциплины.
Одна из задач, которая стоит перед аграриями и о которой говорили во время недавней рабочей поездки в Оршу, — заготовка кормов как прочной базы животноводства. ­­Президент пояснил, о чем идет речь:

— Имеется в виду прежде всего второй укос трав. Это я знаю из своей практики. Я сейчас наблюдаю — и начал косить травы на фактически неудобных землях, на песках. И травы неплохие. А на нормальных почвах вообще отличный второй укос. По-крестьянски скажу: умрите, но соберите эти травы, заверните в пленку или положите в траншею, если вы хотите, чтобы было чем зимой кормить скотину.

Белорусский лидер также жестко предупредил чиновников насчет падежа скота на сельхозпредприятиях:
— Смотреть на ваши цифры падежа и недостатка скота уже просто нетерпимо. Теряем миллионы рублей на ровном месте.
Глава государства потребовал от Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Администрации ­­Президента доклада о том, как обстоят дела:

— И не только цифры. Я вас предупредил: если на каком-то сельхозпредприятии высокий падеж, то это и кормление, и содержание (в недоработках по этим вопросам. — Прим. ред.). Если они не могут сохранить молодняк, я вам говорил: немедленно изъять и передать молодняк тем, кто может содержать. Проверьте по этому критерию. Если не можете принять решение, доложите мне. Больше на эту тему я разговаривать не буду. И предъявляю уже требования Шведу и Герасимову (руководители Генпрокуратуры и КГК. — Прим. ред.). Я уже о Правительстве не говорю. Это их сфера деятельности. Они должны контролировать и направлять работу местных органов власти.

Полная слаженность и порядок

Отдельный вопрос — качество уборки зерновых колосовых, рапса, кукурузы. По мнению Александра ­­Лукашенко, оно должно быть образцовым, тем более что все вопросы для этого решены — топливо, техника, удобрения:
— Все есть. Дальше начинайте шевелиться. И не ходите следом с протянутой рукой. Я предупреждаю губернаторов. За качеством уборки железобетонный контроль. Потери недопустимы. Потеря зерна на полях будет расцениваться по меньшей мере как экономическая диверсия, по большей — как преступление.
Хватит шутить. Миллион тонн потерь, вы понимаете, сколько сегодня это денег. Вы полмиллиарда долларов можете заработать. Мы такую помощь селу не оказываем, сколько вы теряете на полях, особенно по рапсу.

­­Президент потребовал отрегулировать комбайны таким образом, чтобы не потерять рапс. Для того чтобы выполнить поставленные задачи, кадры на местах должны быть мобилизованы на 100 процентов. Это тоже принципиальное требование белорусского лидера:
— Никакой расхлябанности и очковтирательства. Подчеркиваю, по законам военного времени.
Еще одна задача для всех регионов — со следующей недели все должны приступить к уборке урожая.

Три кита любой власти

Собственно, первым вопросом повестки совещания был проект Указа «О распоряжении имуществом». Глава государства напомнил, что еще в прошлом году было принято решение сконцентрировать в одном нормативно-правовом акте все важнейшие положения в данной сфере с абсолютно прозрачной схемой реализации тех или иных положений. При этом Александр ­­Лукашенко подчеркнул:
— Да, в Беларуси нам удалось избежать, как говорят, оголтелой, огульной приватизации. Как раньше назвали, шоковой приватизации. В стране устойчиво работают давно существующие предприятия, создаются новые производства, в том числе на государственных промышленных площадках (и частной формы собственности, и государственной). Однако эффективность использования госимущества необходимо повышать. Кстати, это касается и частного производства.
Правительством подготовлен комплексный проект, регламентирующий, как надлежит распорядиться не только полностью государственным имуществом, но и имуществом хозяйственных обществ с долей государства. Основные изменения, по словам Александра ­­Лукашенко, связаны с перераспределением полномочий между органами государственной власти:

— Это правильно, но прошу еще раз заметить, как я отмечал прежде: полномочия перераспределяются в основном сверху донизу — от ­­Президента к другим органам власти по вертикали. Это надо делать.

При этом Александр ­­Лукашенко указал на то, что есть фундаментальные вопросы, контроль за которыми должен оставаться у ­­Президента. Очевидно, что это крупные имущественные комплексы, или, проще говоря, предприятия, это земли сельскохозяйственного назначения, лесные угодья. Глава государства акцентировал:

— ­­Президент, как бы ни хотел, не может эти полномочия полностью передать по вертикали вниз. Не должно так быть. Нужен контроль.

Что касается полномочий меньшего масштаба, то они вполне могут делегироваться на более низкие уровни. Александр ­­Лукашенко напомнил о недавнем решении насчет предоставления земельных участков. По отдельным моментам право принимать решения отдано вплоть до председателей райисполкомов. Не уровень Главы государства рассматривать земельные споры между соседями или частным застройщиком и государством. В остальном ­­Президент настоятельно рекомендует не спешить:
— Есть вопросы выделения земель сельхозназначения и лесных массивов под застройку, еще под что-то. Это остается за ­­Президентом. Я, пока ­­Президент, я так считаю.
Может, после меня вы по-другому решите, это ваше дело… Но сейчас и ситуация такова, и ­­Президент вполне справляется с этими полномочиями. Нет необходимости сегодня эти вопросы отдавать даже на уровень губернаторов.

Тем более что подобный опыт, заметил Александр ­­Лукашенко, был и он оказался неудачным. ­­Президент подчеркнул:
— Земельные ресурсы, государственная собственность, финансы — три кита любой власти.
Но еще раз повторяю: мы аккуратненько, спокойно в этом направлении двигаемся. Может, мы придем к тому, что вообще ­­Президент не будет заниматься этими вопросами. Может, даже Правительство отчасти только будет заниматься ими, а местные органы власти возьмут это под исполнение.

Однако это возможные изменения в будущем, в настоящий же момент система выстроена.

— Большинство решений отныне будет приниматься на местах. Правильно, — констатировал Александр ­­Лукашенко. — Тем более мы об этом давно договаривались. Кроме тех моментов, которые я называл. Но хотелось бы услышать, к чему приведут данные предложения Правительства. Не потеряет ли государство контроль за продажей наиболее привлекательных активов? Не создадим ли мы лазейки для коррупции и спекуляций? Опыт соседних стран нас предупреждает об этом.

Глава государства также поинтересовался тем, какие новации предложены в отношении хозяйственных обществ? Какие механизмы предусмотрены для вовлечения в оборот незадействованных площадей предприятий? Когда-то принималось решение, что пустующие объекты, не завершенные строительством с советских времен, будут задействованы. Как тут развернулись местные органы власти? И самое важное — будет ли от этого эффект?

­­Президент обратил внимание на особо важный момент:
— Вы хорошо знаете мои требования: законодательство не должно меняться слишком часто. И если мы видим, что изменения действительно назрели, то должны убедиться, что все учтено.

Собственность должна работать

Докладчиком по проекту Указа «О распоряжении имуществом» выступил председатель Государственного комитета по имуществу Дмитрий Матусевич. В самом начале разговора Александр ­­Лукашенко наводящими вопросами подвел управленца к четкому определению самого понятия «государственное имущество». Чтобы было понятно каждому. Председатель пояснил: речь идет о домах, производственных корпусах, других капитальных строениях, заводах, дорогах и прочих объектах, построенных за государственный счет или приобретенных государством. Здесь все ясно. Тут же Дмитрий Матусевич заметил, что и ныне действующая нормативная база позволяет вполне успешно управляться с этим недюжинным хозяйством. Однако есть нюансы, которые не мешало бы откорректировать.


— Это все сегодня регулируется, только вы решили предложить мне указом усовершенствовать этот процесс регулирования, так? — уточнил ­­Президент.

— Совершенно верно, — последовал ответ. — Мы подготовили сводный проект указа, базирующийся на Указе № 169, который неплох и в целом работает.
При этом глава Госкомимущества отметил, что около 80 процентов содержания ныне действующего указа остается в новом. То есть никаких взрывных изменений не предполагается. Оставшиеся 20 процентов новаций — это то, что требует сама жизнь, исходя из нынешних тенденций в сфере управления госимуществом.
А они таковы.

Благодаря работе по выявлению и паспортизации объектов, по работе с ветхими и пустующими домами, а также в связи с новым строительством объемы госимущества у нас даже увеличиваются, — рассказал Дмитрий Матусевич. — Ежегодно из государственной собственности выбывает от 1,2 тысячи до 1,8 тысячи объектов площадью до 1 миллиона квадратных метров.

Согласитесь, интересный момент. Немало имущества уходит из госсобственности, а она все равно прирастает. И немало объектов еще ждет новых хозяев. Председатель Государственного комитета по имуществу продолжил:

— Спрос на эти объекты снизился в 2020 году на треть и пока не восстанавливается. Остаются невостребованными 3,3 миллиона квадратных метров, или 2,7 процента от общего государственного недвижимого имущества. Даже если учесть, что основная масса таких объектов является объектами сельхозназначения, социальной сферы, бывшими военными объектами, мы считаем, что в том числе благодаря совершенствованию нормативной правовой базы возможно создание новых стимулов для вовлечения такого имущества в хозяйственный оборот и для регионального развития. Поэтому и был подготовлен проект указа.

Тонкий вопрос полномочий

О перераспределении полномочий. В сфере собственности это особо чувствительная материя. Относительно компетенций ­­Президента как главного хранителя народного достояния коренных трансформаций не предусматривается. Дмитрий Матусевич заверил:

— Более того, в проекте содержится норма о возможности принятия ­­Президентом любого решения о распоряжении имуществом. Таким образом, сохраняется незыблемость подходов в сфере приватизации и использования бюджетных средств.

Но одна новация в этом направлении предложена. Она касается передачи Совмину права принимать решения о передаче собственности или ее части с республиканского уровня на коммунальный. По мнению руководителя Госкомимущества, это позволит сделать более эффективным управление. Хотя, надо признать, необходимость в таких операциях возникает не так уж и часто. Отсюда резонный вопрос ­­Президента:

— Зачем мы сегодня вторгаемся в эту сферу и передаем от ­­Президента Правительству решение о передаче этой собственности? Это же редкий случай.

Развивая эту тему, Глава государства подчеркнул, что нынешняя система действует как своеобразный фильтр, она многоступенчатая и позволяет качественно и всесторонне принимать важные решения по распоряжению собственностью:

— Ведь в чем вопрос: ­­Президент принимает решение или ниже уровень власти — ответственность другая. Если вице-премьеру Назарову приходит документ и он понимает, что это не завтра в Правительстве примут решение, а надо еще ­­Президенту донести, а там еще и Герасимов и прочие подключатся… Что ­­Президент вообще может отвергнуть это предложение… Уже ответственность другая. Вот что мы можем при этом потерять.

На это Дмитрий Матусевич заметил, что сейчас такая «фильтрация» решений, быть может, и не всегда нужна. Ведь массовых инициатив передачи акций и долей куда-то не наблюдается.

— Надо иметь в виду, что сейчас массово этого нет, потому что надо идти к ­­Президенту, а когда этого не будет, может появиться некая массовость, что допустить нельзя, — предостерег Александр ­­Лукашенко.

Шаг навстречу инвесторам

Есть и еще более специфичные моменты, о которых ­­Президент дискутировал с руководителем Госком­имущества. Но там уже вообще глубоко профессиональные темы. Об окончательных итогах совещания Дмитрий Матусевич рассказал журналистам после мероприятия. Самая ожидаемая новость для потенциальных белорусских инвесторов, в том числе из среды среднего и малого предпринимательства: будут смягчены условия продажи объектов за 1 базовую величину.

Дмитрий Матусевич сообщил, что это становится следствием общей установки:
— Сместились акценты в сторону работы с местными органами власти. Глава государства одобрил подходы, когда работа Госкомимущества будет проходить либо по прямым решениям местных органов власти, либо по согласованию с ними.
По словам Дмитрия Матусевича, это касается и принятия решений по продаже объектов за 1 базовую величину:

— Будет допускаться местными органами власти, но не по жестким условиям, а по тем, которые они будут определять, исходя из конкретной ситуации в регионе и в целях регионального развития.

Отвечая на вопрос, ускорит ли новый порядок процесс принятия решений, председатель Госкомимущества отметил:

— Вопрос не столько в ускорении процедур, сколько в подборе тех условий, которые необходимы. Сейчас они жесткие. Именно местные Советы депутатов либо по их делегированию исполкомы, исходя из своих региональных программ, будут принимать такие решения.

По словам Дмитрия Матусевича, новый порядок сделает продаваемые объекты более привлекательными для инвестирования:

— К сожалению, есть случаи, когда базовые условия выполняются не в срок. Это влечет ответственность. То есть человек купил какое-то здание за 1 базовую величину, но не уложился в сроки по одному из условий и получил штраф в размере полной стоимости этого имущества.

Председатель ГКИ акцентировал:
— Для государства важно, не у кого имущество находится, важно, чтобы оно приносило пользу и не генерировало убытков.
Изменения также касаются практики выкупа арендного имущества, которое в течение более трех лет арендуется добросовестным арендатором. Дмитрий Матусевич сообщил:

— Предложено доработать проект в части его согласования с местными органами власти. То есть возможности такого выкупа. Конечно, заинтересованность самая большая в городе Минске и областных центрах. Мы из указа такие моменты о приоритетности выкупа исключаем. Согласуем данную норму с требованиями Директивы № 4 и дополним этими компонентами о местных органах власти.

И еще об одной новации:

— Предложен и одобрен порядок передачи части функций Правительства на уровень министерств по работе с государственным имуществом. Глава государства также дополнил: пускай принимает решение министр, но опять же по согласованию с местным исполкомом. То есть фильтр смещается опять же в сторону регионов.

Базовые же принципы остаются неизменными:

— В самом важном, в крупных вопросах никакого делегирования не будет, они все остались у Главы государства.

Итог: проект указа ­­Президентом в целом одобрен. Дано поручение оперативно доработать документ с учетом состоявшегося обсуждения и внести его на утверждение в ближайшее время.

Стимул для развития

Дополнительные меры государственной поддержки граждан и трудовых коллективов стали еще одной темой совещания. В Правительстве на сей счет подготовили даже целый законопроект. Однако поскольку сами меры носят временный характер и рассчитаны до конца года, от белорусского лидера последовал резонный вопрос о том, надо ли нам сегодня на полгода принимать какие-то законопроекты:

— Я вам говорю как бывший законодатель, который занимался этим. Закон принять — это год, полтора, а то и два. Впопыхах не получится, если по-настоящему. И надо ли нам все это запихивать, особенно временные нормативные положения, в закон? Пока примем закон, время уйдет. Закон регулирует наиболее длительные устойчивые связи и отношения. Зачем временные меры, которые еще надо подумать, стоит ли нам принимать, регулировать законом? Думаю, надо это делать подзаконными актами. Это в целом замечание.

Что касается частностей, то предлагается оказывать целевую государственную поддержку нанимателям, чтобы поддержать трудовые коллективы. Глава государства не против господдержки, но призывает не рубить сплеча. У предприятий должен быть стимул для развития, да и принцип справедливости никто не отменял.

— То есть существуют разные предприятия, но одним окажем поддержку, потому что они плохо работают, объективно или субъективно, другим не поможем, — рассуждает Александр ­­Лукашенко. — Тогда встает вопрос: зачем мне работать? Зачем упираться?
У меня хорошо всё, потому что старается трудовой коллектив. А там где-то (на других предприятиях. — Прим. ред.) провалили, в основном по субъективным причинам, им сразу из бюджета деньги.
Понятно, что работать в условиях санкций объективно стало намного сложнее. Но вместе с трудностями появились и новые возможности. Предприятия, конечно, вправе рассчитывать на помощь со стороны государства. Но для этого и сами должны шевелиться. А будет результат, государство в долгу не останется.

Помощь по адресу

В подготовленном проекте также расширяются возможности нанимателей по организации труда. Это должно обеспечить стабильную работу предприятий и создать дополнительный ресурс, чтобы эффективнее задействовать работников и не допустить падения их доходов. И снова справедливый вопрос от ­­Президента:

— Кто мешает в нынешних условиях эффективно задействовать работников и сделать так, чтобы доходы не падали, а росли? Всегда была такая цель перед руководителем.

Как пояснил вице-премьер Юрий Назаров, речь о том, что в Трудовом кодексе есть определенные ограничения по продолжительности сверхурочных работ, количеству выходных, которые можно использовать, по переводу работника по решению нанимателя на другую работу.

— Если только это, считайте, что это принято, — отреагировал Александр ­­Лукашенко. — Лучше аккуратненько, договорившись, поговорив, если это надо, временно или постоянно, обучив, переобучив или не обучая, перевести работника на другую работу. Всякое же бывает. Это даже не обсуждается… Мы действуем (я об этом говорил на торжественном собрании) в условиях военного времени. Просто мы подошли к горячей войне, но против нас, как в Украине, не идет война. Если люди это не понимают, так что, горячую войну надо развязать? Тогда ж никто ни у кого не спрашивает, куда переводить. Тогда люди будут бегать и на кусок хлеба просить заработать. Поэтому это не обсуждается.

Предлагается также установить дополнительные меры социальной защиты семей, попавших в сложную финансовую ситуацию. ­­Президент согласен с тем, что, несмотря на трудности, государство должно поддерживать людей, но только тех, кто действительно в этом нуждается. И первую скрипку здесь должны играть местные органы власти.

— Мне кажется, что лучше всех семьи видят на местах, — заметил Александр ­­Лукашенко. — В Минске — главы администраций и председатель горисполкома, на селе — председатели сельских Советов, председатели райисполкомов. И если мы говорим о поддержке, это же деньги. Так давайте отдадим им деньги и просто их обяжем, чтобы они помогали этим семьям. Если вы думаете, что ­­Лукашенко, Головченко или Кочанова с Герасимовым лучше видят из Минска, кому помочь, вы заблуждаетесь. Мы просто повяжем по рукам и ногам местные органы власти в связи с оказанием этой поддержки. Чохом опять сейчас определим, будем поддерживать семьи, и они перестанут поддерживать сами себя.
Я за то, чтобы поддержать тех, кому нужна эта поддержка. А поддержать могут только те, кто непосредственно сталкивается с этими семьями.
Мы только можем концептуально указать, что это надо делать, и поставим на контроль, как на месте губернатор, председатель райисполкома и сельского Совета оказывают эту поддержку семьям.

Баланс прав и обязанностей

После детального обсуждения предложенных мер решено оформить их в проект указа ­­Президента, что займет гораздо меньше времени, чем принятие закона. В интервью журналистам министр труда и социальной защиты Ирина Костевич разъяснила, что, когда на некоторых промышленных предприятиях есть факты неполной занятости работников, простоя, возникает необходимость максимально поддержать человека, у которого в этой ситуации, бесспорно, упадут доходы. Для этого будет откорректирован действующий механизм адресной социальной помощи в части предоставления документов, подтверждающих доход. Если сейчас нужно предоставить документы за 12 месяцев, чтобы государство оказало поддержку, то в новом указе этот период будет сокращен до трех месяцев для тех работников, которые оказались в режиме вынужденной неполной занятости либо были уволены.


— Тем самым мы адресно, точечно помогаем человеку и его семье решить проблему в связи со снижением дохода, — отметила Ирина Костевич.

Принимать решение об оказании поддержки по-прежнему будут местные органы исполнительной власти на местах.

Дополнительные меры поддержки затронут также трудовые отношения работников и нанимателей.

— Обсуждался вопрос, как предоставить более широкие полномочия нанимателю, но при этом обеспечить баланс прав и обязанностей нанимателя и человека, — конкретизировала Ирина Костевич. — Это касается существенных изменений условий труда, сверхурочной работы, временного перевода.

По словам министра, определенные подходы уже были апробированы в период пандемии, когда требовалась оперативная перестройка предприятий:
— Сегодня такая необходимость тоже есть как ответ на санкции. Оперативно, гибко перестроиться, с тем чтобы не потерять трудовые коллективы, поддержать человека и при этом обеспечить работу предприятий.
kryat@sb.by

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter