Рациональное зерно. Чем будем нынче сеять и как сохраним урожай?

В Беларуси в нынешнем году планируется вырастить рекордные 9,9 млн тонн зерна, посевная кампания 2011 года стартует совсем скоро – в первой декаде апреля. Достаточно ли для сева своего зерна?

В Беларуси в нынешнем году планируется вырастить рекордные 9,9 млн тонн зерна, посевная кампания 2011 года стартует совсем скоро – в первой декаде апреля. Достаточно ли для сева своего зерна?

Закрома Родины

Это выражение вовсе не абстрагированное понятие. Применительно к Беларуси это, в частности, и крупнейшие элеваторы в Толочине, Житковичах, Горках и Лиозно. Трудно переоценить их роль, ведь потери при хранении могут свести на нет весь труд хлеборобов. В ряде стран, кстати, эти потери имеют пугающие масштабы.
Самым крупным в стране хранилищем зерна является ОАО “Толочинский элеватор”. В советское время здесь хранилось зерно, импортируемое из Канады, Австрии, Венгрии, США и других стран. Емкости, способные вместить 2500 вагонов, заполнялись под завязку. Но в первые годы после распада СССР хранилища опустели, долгое время в них гулял ветер. Современной Беларуси удалось достичь стопроцентной загрузки элеватора: на протяжении последних пяти лет он заполняется полностью.
Девять месяцев в году предприятие работает в круглосуточном режиме, а в сезон уборки вереница груженных хлебом машин и вагонов поступает сюда бес-прерывно. За сутки элеватор готов принять и разместить на хранение до 60 вагонов зерна и еще до 3000 тонн, доставленных автомобильным транспортом. Этот объем необходимо не просто засыпать в емкости, но и подготовить к хранению. Зерно аспирируется (вентилируется от пыли), сушится, охлаждается несколько раз и только после этого отправляется в бункеры, где может храниться до одного года без потери своих потребительских качеств. Если необходимо хранить дольше, остатки урожая снова промораживаются.
Предприятие усовершенствовало технологию хранения, установило энергоэффективное оборудование. Теперь зерно не просто хранится — при этом еще и улучшается его качество, в том числе за счет просеивания и уменьшения влажности. Элеваторная пыль и семена сорняков, а их ежегодно образуется около трехсот тонн, используются в качестве топлива для обогрева всех производственных помещений и жилого многоквартирного дома для сотрудников. В хранилище работают единственные в стране котлы, способные вырабатывать тепловую энергию из таких отходов. Расширился и ассортимент хранящегося зерна. Хозяйства стали больше поставлять рапса, кукурузы, тритикале. В Беларуси начали выращивать и пшеницу твердых сортов для производства макарон, хотя раньше ее приходилось закупать. И теперь огромных емкостей элеватора высотою с 12-этажный дом стало уже не хватать.
— Элеватор расположен максимально удобно к ближайшим морским портам, железным и автомобильным дорогам, поэтому спрос на наши услуги уже превышает возможности хранилищ, — поясняет директор ОАО “Толочинский элеватор” Александр Пашурин. — Использование технологии промораживания позволяет максимально снизить потери зерна при хранении, что с лихвой окупает все затраты сельхоз-производителей на доставку зерна в элеватор и оплату услуг хранения. Спрос продолжит расти, и, несомненно, в ближайшей перспективе потребуется строительство новых хранилищ.
В конце минувшего года правительство утвердило программу строительства новых и модернизации действующих зерноочистительно-сушильных комплексов на 2011—2015 годы общей стоимостью свыше 3,2 трлн рублей. Она предполагает дальнейшее оснащение сельхозорганизаций современными зерноочистительно-сушильными комплексами и зернохранилищами.

Кондиционный резерв

В мире сегодня, как прогнозируют эксперты, может вспыхнуть продовольственный кризис. Правительство ЕС уже вовсю решает вопросы импорта зерна из Канады и Австралии. Неспокойно и на постсоветском пространстве. Молдова ввела временный запрет на экспорт продовольственной пшеницы: в последние полгода объем экспортированной пшеницы здесь резко возрос, и если не принять необходимых ограничительных мер, через несколько месяцев страна может остаться вовсе без хлеба. Россия из-за гибели урожая запрет на экспорт зерна ввела еще в августе прошлого года, что немедленно привело к значительному удорожанию пшеницы на мировых биржах.
В Беларуси для государственных нужд и обеспечения закладки материального резерва существует госзаказ на закупку продовольственного зерна у его производителей по утвержденным закупочным ценам.
— Данная процедура предусматривает предварительное государственное финансирование сельхозпроизводителей с последующей обязательной продажей ими зерна на комбинаты хлебо-продуктов, через которые и производится финансирование, — разъяснила “НГ” заместитель директора республиканского учреждения “Государственная хлебная инспекция” Елена Ананич.
Именно эта инспекция, кстати, и осуществляет контроль за качеством зерна во всех организациях Беларуси, занимающихся его производством, хранением и переработкой.
— По результатам недавней госприемки зерна, проведенной нашими специалистами, 96,2 процента его признано соответствующим требуемым кондициям длительного хранения, — сообщила Елена Ананич. — Кстати, сроки хранения такого зерна в помещениях, обеспечивающих его сохранность, — и в элеваторах, и на складах напольного хранения — составляют до четырех лет.

На глинистых почвах, но не на глиняных ногах

“В 2015 году мы должны выйти на объемы экспорта в целом по агропромышленному комплексу в 7 млрд долларов при положительном сальдо в 4 млрд”, — подчеркнул премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. В свою очередь вице-премьер Валерий Иванов сообщил, что планируется к 2015 году довести ежегодный объем производства зерна до 12 млн тонн.
И это отнюдь не прожектерство: наука, люди и факты подтверждают реальность поставленной правительством задачи. Причем речь идет не только о южных регионах Беларуси. Характерный пример: на севере Витебщины расположен Верхнедвинский район. Здесь глинистые почвы. И все же из года в год этот регион неизменно входит в число республиканских лидеров по производству зерна и молока.
Четверть века бессменным директором расположенного здесь самого северного хозяйства страны — КУСХП “Освейское” — является Николай Мартынов. Именно под его началом хозяйство, расположенное в не лучших агроклиматических условиях, добилось удивительных показателей. Здесь занимаются помолом зерна на крупу, имеется собственная пасека. Впрочем, застать Николая Петровича с самого утра не удается: уже в разъездах. Что ж, беседуем с главным агрономом “Освейского”, заместителем директора по растениеводству.
— Посевного материала у нас с избытком, — сообщил Дмитрий Удодов корреспонденту “НГ”. — Во многом благодаря тому, что имеем хорошие склады. Нас другое волнует — где потом урожай хранить. А он обещает быть весьма обильным.
Проблема такая имеется не только у “Освейского”, и государство держит руку на пульсе.
— В рамках программы строительства новых и модернизации действующих зерноочистительно-сушильных комплексов на 2011—2015 годы предполагается построить более двухсот зернохранилищ, — рассказал “НГ” начальник управления Минсельхозпрода Леонид Полищук. По оценкам министерства, эта программа позволит экономить ежегодно тысячи тонн топлива и миллионы киловатт электроэнергии, причем потери зерна ощутимо сократятся.
Вопрос строительства современных хранилищ, как считают эксперты, позволит решить и проблему увеличения доходов от экспорта. Ведь одно дело — продать зерно “с поля”, и совсем другое — выйти на международные биржи зимой или весной, когда цены достигают пика.
За белорусскими научными разработками и государственными мерами просматривается стратегический элемент продовольственной безопасности нашей страны. А также высокий экспортный потенциал — и это самое что ни есть рациональное зерно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter