Рациональное объяснение ажиотажу

Автомобильный рынок закипел. Только за минувшую среду и только в Минске регистрацию/перерегистрацию прошли почти 2,5 тысячи легковых машин...

Автомобильный рынок закипел. Только за минувшую среду и только в Минске регистрацию/перерегистрацию прошли почти 2,5 тысячи легковых машин. На рынке в Ждановичах, где мы побывали, в зале оформления суета: люди бегают с новенькими госномерами и документами. Самое удивительное, что при такой толпе в несколько тысяч человек нет никакого напряжения и неразберихи. Секрет в электронной системе: пришел, нажал на кнопку, взял талончик с номером и ждешь, когда световое табло оповестит, к какому окну нужно подойти.


А ведь еще совсем недавно на рынке стоял сон... Продавцы и покупатели замерли в ожидании: а вдруг пошлины с 1 июля не поднимутся. Когда последние сомнения были развеяны, стагнация сменилась настоящим взрывом активности. «Знаете, какое самое распространенное имя покупателя на авторынке, особенно в выходные? — спросил меня один перегонщик, только что завершивший очередную сделку. — Серик. Ребята из Казахстана приезжают на автовозах и грузят туда все что попадается. Даже под капот не заглядывают. А про то, что такое торговаться, мы вообще забыли». Мои знакомые тоже рассказывали, что продали машину жителям Астаны при свете фонаря: покупатели лишь слегка окинули взглядом кузов. Совсем недавно видела статистику: на четверых жителей Беларуси приходится одна машина, еще полтора года назад была одна на семерых. Но автотранспорт в стране не задерживается, все со свистом уходит за восточную границу. Самые предприимчивые продавали квартиры, на все деньги закупали авто. Кто успел ввезти товар до 1 января 2010 года, смог неплохо заработать.


Продавец со стажем Игорь объяснил мне арифметику. Если, например, «Пежо–406» стоит в Минске 4.500, то сейчас ее можно продать покупателям из России за 5.500, а уже где–нибудь в Нижнем Новгороде она может стоить до 8.000 долларов, а в Караганде больше десяти... Поэтому зарубежные граждане массово посещают минские авторынки. Пристально следят они и за объявлениями в интернете. Стоит только вывесить в сети такое сообщение, как начинает поступать шквал звонков из России. В самом рунете появились даже схемы «Как купить дешевый автомобиль в Беларуси». При сравнительном анализе видно, что разница в цене на некоторые дорогие иномарки достигает 500.000 российских рублей. Атакуют покупатели с востока и минские автосалоны. Но не все гонятся за сиюминутной выгодой. В одном дилерском центре мне сказали, что принципиально не продают машины российским гражданам: «Мы держим цены 2008 года, нашли понимание с европейским заводом, чтобы шли продажи. И белорусы хорошо покупают, спрос активизировался. Да, наши цены ниже, чем у наших же коллег в Москве, но нам важно, во–первых, не терять клиентов для нашего сервисного центра, а во–вторых, завод будет не рад, если мы будем переманивать клиентов у российского дилера».


Немало среди покупателей и самих белорусов. Многие поняли, что на ажиотажном спросе со стороны России и Казахстана можно выгодно продать свой 6– или 10–летний автомобиль дороже примерно на 1.000 долларов. И за эти деньги купить неплохую уже пяти– и даже 3–летнюю машину. Поэтому, мягко говоря, за кордон уходит не самое лучшее. И как считают продавцы, до 1 июля статистика количества машин на человека в Беларуси вернется к прежнему уровню. Ввоз уже небольшой: из Литвы, Германии и США идут только те автомобили, которые белорусы покупают для себя. Заработать на том, что зарегистрировано после 1 января 2010 года, нереально.


Что же будет после 1 июля? Прежде всего вырастет «растаможка». Например, за иномарку, на которую сегодня таможенный платеж составит 700 евро, придется платить до 4.700 евро. Но продавцы на рынке практически единодушны: цены на автомобили в целом не поднимутся. Иначе кто их купит? Просто прекратится ввоз и белорусы будут ездить на том, что приобрели сейчас. А потом продавать друг другу. И, конечно, пойдут в салоны. «Мы привыкли к хорошим машинам, — говорит мне продавец Игорь. — Посмотрите, на чем мы все ездим. На плохие автомобили наших людей уже не пересадишь. Лучше задайтесь вопросом: что будут делать немцы и прежде всего литовцы? Вот у кого будут проблемы». А вот оправдаются ли ожидания некоторых экспертов в том, что увеличится спрос на российские «Лады» или «Форды» и БМВ российской сборки, посмотрим. В любом случае сейчас идет качественное обновление белорусского автопарка, что уже само по себе хорошо. А дальше жизнь покажет. Тем более, что Россия стремится в ВТО. Тогда ситуация с таможней кардинально изменится. Так что поживем — увидим...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter