Безотходное производство: что делает предприятие «Интерферм» уверенным игроком на рынке своей продукции

Растут как на дрожжах

Небольшие производственные территории, почти полная автоматизация промышленного процесса и акцент на экологию. С недавнего времени молодое предприятие Слуцка СООО «Интерферм» можно назвать безотходным. Потребляя в качестве основного сырья побочную продукцию сахароперерабатывающего предприятия, отходы своего производства завод продает, и в дальнейшем их используют на колхозных полях. Богатое микроэлементами удобрение хоть и стоит недорого, но дает небольшой плюс к основному доходу. А он, как и загруженность предприятия, растет. При начальной проектной мощности в 20 тысяч тонн готовой продукции в этом году предприятие может выйти на итог более 100 процентов. О конкуренции на дрожжевом рынке, секретах качества продукции и планах предприятия на будущее узнавала журналист «Р».

Живой организм

Практически все мы едим дрожжевой хлеб, но о ситуации в дрожжевой отрасли страны и на мировых рынках знают, пожалуй, лишь посвященные. И в их числе один из крупнейших игроков на рынке страны и региона — «Интерферм». Но это совсем не означает, что путь предприятия к успеху был простым.

Решение о развитии дрожжевой отрасли Беларуси, вспоминает директор СООО «Интерферм» Павел Шкатуло, было принято в 2009—2010 годах, инициатором выступил государственный концерн «Белгоспищепром».

— Одним из решений было строительство за чертой Минска, в непосредственной близости к сахарному заводу — основному поставщику сырья для производства, — такого предприятия. Сначала изучали опыт разных стран. Затем было принято решение привлечь иностранного инвестора, чтобы включить его в реализацию проекта. Остановились на немецкой компании «Юниферм», которая занимает лидирующие позиции по производству дрожжей в Германии и входит в десятку крупнейших в Европе.

Директор СООО «Интерферм» Павел ШКАТУЛО убежден: предприятие в этом году выйдет на более высокие экономические показатели доходности по сравнению с прошлым годом.

Переговоры шли несколько лет, в 2011 году подписали инвестиционный договор. Тогда же были обозначены мощности предприятия и то, какие задачи оно должно выполнять. Так появилось совместное общество с ограниченной ответственностью «Интерферм». Его учредителями выступили Слуцкий сахарорафинадный комбинат и немецкая компания. Причем, уточняет Павел Анатольевич, слуцкое предприятие было выбрано не случайно. И потому, что это современная и продвинутая организация, и в силу ее близкого территориального расположения. Ведь близость сырьевой базы означает конкурентные преимущества на рынке.

На момент строительства «Интерферм» был вторым игроком на дрожжевом рынке страны. А учитывая тот факт, что все потребности белорусского рынка в дрожжевом сегменте оцениваются в 8—9 тысяч тонн в год, фактически изначально завод был нацелен работать на экспорт. В 2017 году с запуском мощностей, отмечает Павел Шкатуло, предприятие оказалось в условиях достаточно жесткой конкуренции.

— С одной стороны — уже занятые ниши на белорусском рынке, с другой — непростой рынок соседней России, где к тому же китайские инвесторы примерно в это же время построили мощное дрожжевое предприятие. В итоге «Интерферм», который производит прессованные дрожжи, столкнулся с логистической дилеммой. Дрожжи — живой организм, который благодаря низким температурам какое-то время может находиться в анабиозе, а значит, привезти их нужно быстро. Даже притом что благодаря новациям предприятию удалось увеличить сроки хранения этого товара до 42 дней. Все хотят видеть свежий товар с большим запасом хранения.

«Экоферм», «Профиферм», «Актива», «Хмельная поляна» — для каждого из рынков дрожжевая продукция выходит под своим особым названием.

Соответственно, география продаж не могла быть слишком отдаленной. Здесь определили логистический максимум — до трех тысяч километров. То есть продажи можно было организовать на центральном рынке России, в Восточной Европе и странах СНГ. Везти такой товар дальше было нецелесообразно. Свои требования диктовали и условия хранения товара, который, чтобы не потерять своих качеств, всегда должен быть в холоде. То есть с холодного склада поступать охлажденным в холодильники магазинов и потребителей. Если эту цепочку нарушить, говорят специалисты, дрожжи можно «разбудить» раньше времени. А это — потеря их качества.

Еще качественнее

Надо сказать, к качеству своей продукции на предприятии относятся особенно ответственно. Кроме того, золотой стандарт подтвержден многочисленными сертификатами на соответствие, отмечает начальник отдела сбыта СООО «Интерферм» Виталий Редлин. ISO 9001, FSSC 22000, IFS V6.1, халяль, на подходе сертификат «Кошер». Соответственно, есть все, чтобы продавать продукцию.

Виталий Редлин проводит небольшую экскурсию по производственной площадке. Справа — вспомогательный корпус. Здесь располагаются ремонтные мастерские, электрощитовая. По сути, при необходимости практически любой ремонт оборудования здесь могут осуществить сами. Плюс плановый ремонт самой площадки. Слева — производственный корпус. Кроме того, на территории — три емкости по 5 тысяч литров для хранения мелассы — основного сырья для дрожжей. И одна емкость на 10 тысяч литров для винассы — побочного продукта производства. Того самого уникального удобрения, которое уже успели оценить соседние хозяйства. Так, за семь месяцев этого года при производстве около 23 тысяч тонн этого вещества реализовано его около 21 тысячи тонны. При этом, уточняет собеседник, было удобрено около 3 тысяч гектаров пахотных земель.

На момент строительства «Интерферм» был вторым игроком на дрожжевом рынке страны.

Диспетчерская, где производят жидкие дрожжи, — по сути, пульт управления, с которого осуществляется контроль всего процесса приготовления дрожжей. Вплоть до показателей энергоносителей, вводит в курс дела дежурный Евгений Бухал.

— Начинается процесс с выращивания дрожжевых культур и заканчивается упаковкой готового продукта. К слову, всего из одного грамма чистой культуры, которая приходит к нам в маленькой пробирке, можно получить до 500 тонн (!) прессованных дрожжей. На предприятии есть своя лаборатория, где делаются все пробы и анализы. Каждые четыре часа операторы отбирают пробы для лаборатории.

В диспетчерской упаковки можно пронаблюдать весь процесс от выхода готовых дрожжей для их сушки на специальные барабаны до прессовки в брикеты и упаковки сначала в специальную пленку или целлофан, а затем — в коробки. «Экоферм», «Профиферм», «Актива», «Хмельная поляна» — для каждого из рынков дрожжевая продукция выходит под своим особым названием.


Затем товар отправляется на склад готовой продукции, где поддерживается постоянная температура в минус два градуса. Чтобы не нарушить температурный режим, даже машины под загрузку въезжают сюда через специальные герметизаторы. Сейчас склад почти пуст — продукцию производят только под загрузку. Своего часа ждут товары для Российской Федерации.

Рынок сложился

Сегодня рынки для предприятия сложились. Об этом свидетельствуют и результаты работы этого года. Поставки на внутренний рынок, рассказывает Павел Шкатуло, составили 106,6 процента к уровню прошлого года, на экспорт — 87,5 процента. К слову, поставки на экспорт занимают более 80 процентов в общем объеме реализации продукции предприятия. Значительная часть уходит в страны Восточной Европы, еще часть — в Россию.

На российском рынке с конкурентами был достигнут консенсус, отмечает руководитель.

— Наши конкуренты переориентировались на производство сухих дрожжей, тем самым расширив рынки и сроки хранения своей продукции — до двух лет. Наши прессованные дрожжи с удовольствием берут крупные российские хлебопекарные организации.


Европейские рынки белорусский товар завоевал наилучшим соотношением цены и качества. Удешевлять продукцию, открыл секрет Павел Шкатуло, получается благодаря ценам на сырье, его благоприятной логистике, выгодной стоимости энергоресурсов, упаковочных материалов, которые, кстати, на 80 процентов отечественные. Все вместе это позволяет белорусской продукции получать конкурентное преимущество.

Кроме того, отмечает руководитель, благоприятно сказывается на экономике укрепление российского рубля, предприятию стало еще интереснее торговать с Россией.

— Это позволяет чувствовать себя более уверенно в части реализации обязательств перед банками. Предприятие расширяет собственный парк грузовых машин. В результате проделанной работы мы можем выйти на более высокие экономические показатели доходности по сравнению с прошлым годом.


arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter