Расцветают яблони, груши и абрикосы

В Беларуси можно вырастить не только сладкий виноград, но и грецкие орехи

В Беларуси можно вырастить не только сладкий виноград, но и грецкие орехи

Обновлять свой сад ранней весной стало хорошей традицией для многих дачников. У белорусов богатые садоводческие традиции, но и современная “садовая” наука не “спит в шапку”, что подтверждается документально. Не так давно коллекция плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда РУП “Институт плодоводства” была внесена в Государственный реестр научных объектов, которые составляют национальное достояние нашей страны. О последних тенденциях и наработках в области садоводства корреспонденту “НГ” рассказал заместитель директора по научной работе РУП “Институт плодоводства”, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Анатолий Криворот.

Генетическая копилка

Коллекция Института плодоводства действительно уникальна: в ней более пяти тысяч ста видов генотипов 33 культур, в том числе более трех тысяч — плодовых (яблони, груши, сливы, вишни, черешни, абрикоса). Общая площадь коллекционных насаждений составляет 42 гектара. Увидеть на плантациях института можно более тысячи образцов сортов ягод как традиционных, вроде черной и красной смородины, так и более редких ирги, облепихи, жимолости... Ученые выращивают и такие необычные плоды и ягоды, как лох узколистный и хеномелес японский. Оказывается, даже черемуха и та используется в садовой науке: благодаря скрещиванию с этой культурой получаются зимостойкие гибриды вишни и черешни. И, конечно, не могут не удивлять успехи белорусских садоводов в выращивании грецких орехов и винограда, совершенно, на первый взгляд, нетипичных для наших природных условий растений.

Один раз в год...

Знаете ли вы, что даже яблоки одного всем знакомого сорта могут сильно отличаться? К примеру, та же антоновка определенного морфотипа может храниться до весны. Ученые проводят экспедиции и отбирают лучшие формы старых сортов с наиболее оптимальным сочетанием признаков. Это позволяет сохранять стареющие и перерождающиеся сорта.

По площади насаждений в Беларуси яблоня занимает первое место среди других плодовых культур (93 процента). Удивительно, но в нашей стране может расти более 850 сортов домашней яблони.

Интересуюсь у компетентного собеседника и о том, почему же белорусские яблоки на полках наших магазинов до сих пор уступают зарубежным по внешнему виду и вкусу.

— У садоводов есть такое понятие, как идеальный сорт: он отличается оптимальными характеристиками устойчивости к болезням, продуктивности и урожайности, — объясняет мне ученый. — К сожалению, часто, если один показатель хорош, другие могут подкачать. Из всего многообразия белорусских сортов яблок оптимальными можно назвать “алесю”, “имант” и “белорусское сладкое”.

Если раньше селекционеры часто не успевали попробовать созданное ими яблоко нового сорта, так как на это требовалось 20—25 лет, то сегодня на создание нового сорта уходит 12—15 лет. Современные белорусские сорта устойчивы к болезням, зимо-стойки и ежегодно обильно плодоносят, что особенно важно в создании сортов интенсивного типа.

В той же Европе выращивают всего 6—8 самых распространенных сортов: “айдаред”, “голден делишес”, “грэнни Смит”... В Беларуси массово высаживать новые сады с современными сортами яблок начали в 2004 году, и они еще не плодоносят как следует. Тем не менее к нашим сортам есть интерес в России, Украине, Молдове, Прибалтике. Да и в отечественных магазинах наших яблок становится все больше. В год белорусские сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства уже производят около ста тысяч тонн яблок, в целом же на рынок поступает 600—700 тысяч тонн белорусского продукта. А в Институте плодоводства планируют и дальше работать над созданием новых сортов плодовых и ягодных культур для выполнения программы импортозамещения. Интересно, что здесь даже пробуют вырастить яблоки с “сердечками” на румяных боках, которые могут стать хорошим подарком к праздникам.

Персиковый аромат

Если вы хотите попробовать вырастить в саду что-то менее распространенное, чем яблоня, можно обратить внимание на новую плодовую культуру — крупноплодную алычу (или гибридную сливу диплоидную), к созданию которой приложили руку и белорусские ученые. Растет в нашей стране и абрикос: в коллекции Института плодоводства насчитывается более 90 видов и сортов этого растения. С появлением новых отборов белорусской репродукции есть перспектива получить плоды абрикоса не только в южной части Беларуси, но и в центральной. В институте также начали формировать коллекцию адаптивных сортов персика, собрано уже 16 генотипов.

Белорусский коньяк?

В нашей стране виноград рос всегда, упоминание о нем есть во многих народных легендах, сказках, песнях и поговорках. А коллекция сортов винограда Института плодоводства — хорошая иллюстрация того, что эту ягоду действительно можно успешно выращивать в нашей стране. В коллекции — более 260 сортообразцов очень раннего и раннего сроков созревания из 24 стран, это крупнейшее собрание в северной зоне виноградарства. Сейчас цель ученых — создать сорта винограда, которые не нужно укрывать на зиму. Некоторые сорта этой ягоды уже рекомендованы для промышленного использования. К примеру, в Гомельском и Пинском районах высажены виноградники, которые позволяют получать виноматериалы для изготовления различных напитков, в том числе коньяка.

— Реально ли в нашей стране вырастить виноград, не уступающий по сладости привезенным с юга гроздям? — не могу не поинтересоваться у специалиста.

— Такое вполне возможно, если лето теплое и достаточно солнечного света, — отвечает Анатолий Криворот.

Если виноград выращивают даже на севере Витебской области, то у грецких орехов больше шансов пережить зиму в центральной и южной части Беларуси. Чтобы орехи успели созреть, в нашей стране ученые экспериментировали в основном с ранними и суперранними сортами этих культур. В результате удалось вывести четыре новых сорта: “память Минова”, “пинский”, “самохваловичский-1” и “самохваловичский-2”. Сам фонд грецких орехов института — самый северный в Европе. В Западной Европе селекция на зимостойкость практически не ведется, а генофонда скороплодных форм там нет. Среди стран СНГ гибридные фонды скороплодных форм есть только в Украине и Киргизии. В будущем в Институте плодоводства собираются экспериментировать с лещиной. Так что не только яблони и груши станут расти в наших садах благодаря науке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter