Растревоженный улей.

Именно его напоминают страны Азии и Африки после западного вмешательства.

Именно его напоминают страны Азии и Африки после западного вмешательства.

История любого государства — это череда событий, имеющих строгую внутреннюю логику. Традиции, культура, экономический уклад — факторы, во многом определяющие национальное развитие. Когда же происходит вмешательство извне, эволюционная цепочка разрывается. И помимо того, что использование армейских сил со стороны иностранных государств ведет к массовым жертвам на захваченных территориях, там нарушается стабильность, растет противостояние между различными религиозными и этническими группами, которые прежде были четко встроены в государственную структуру. Что же сегодня происходит в странах Ближнего Востока и Северной Африки после натовских военных операций и череды арабских революций?

Афганский узел

Это произошло на днях в небольшой деревушке на юге Афганистана. Американский сержант, как в исступлении, жал на курок автомата. Его ничто не могло остановить. Ни крики детей, ни мольбы женщин. Разобравшись с одним домом, он переходил к другому. Только когда число расстрелянных стало приближаться к двум десяткам, новоявленный рэмбо, то ли устав жать на курок, то ли посчитав свою миссию законченной, опустил ствол и прекратил жуткую “жатву”.

Что вызвало столь кромешную бойню, сегодня не берется сказать никто. Одни напирают на то, что, мол, солдат не выдержал военного напряжения и его рассудок дал сбой (тем более что до Афгана у него был Ирак). Кто-то говорит, что он, дескать, перенес операцию на мозг. Третьи вспоминают недавние бои у этой деревушки между силами талибов и НАТО.

Но пока страшный эпизод разбирается специалистами, как автомат по деталькам, всплывают все новые и новые факты жестоких расправ, которые прежде военные старались спрятать. Американцам припомнили сжигание Корана на авиабазе, глумление морпехов над трупами афганцев (все это было с гордостью заснято и выложено в интернете), издевательство над детьми (абсолютно беспричинно часовой с похмелья всадил нож в 10-летнего мальца). А сколько погибло безвинных людей в ходе многочисленных авианалетов! Лишь месяц назад бомбами были разорваны в клочья восемь мальчиков-пастухов, которые развели огонь на стоянке, чтобы согреться в мороз...

Конечно, война не бывает без жертв. Это надо понимать. Но войны в Ираке, Афганистане, Ливии, а также события в Сирии подаются  мировому сообществу как некая освободительная миссия, когда на крыльях истребителей несется экономический прогресс и свобода. Однако оккупация, под каким бы предлогом она ни проходила, остается всегда насильственным захватом чужой территории и установлением там привнесенных извне правил. И это предполагает весьма специфический сценарий отношений между захватчиками и покоренными народами. Так было во времена римских легионеров и крестоносцев. И нынешние “новые войны” не исключения.

В Афганистане за десять лет западных военных операций общее количество жертв среди местного населения перевалило за сто тысяч. Естественно, это порождает массовые протесты. Кабул пытается удержать ситуацию под контролем. Но легко ли успокоить бушующие людские волны, когда каждое действие нужно согласовывать с Вашингтоном и Брюсселем. После расстрела деревни в Кандагаре сотни тысяч афганцев вышли на улицы. Президент Хамид Карзай призвал НАТО покинуть его страну. На что министр обороны США Леон Панетт с непробиваемым, как броня танка, спокойствием отметил: “Эта страшная трагедия не первая и не последняя в мировой истории. Но мы не можем себе позволить, чтобы такие инциденты подорвали основы нашей стратегии и миссии”.

Хамиду Карзаю, конечно, нелегко будет и дальше объяснять народу, что делают у них в стране иностранные завоеватели. Они пришли сюда найти логово “Аль-Каиды”. Нашли? Нет. Талибы разгромлены? Ничего подобного. Не рассчитывая на местные власти, Вашингтон теперь к тому же ведет переговоры с загнанными в подполье талибами. Может, хоть наркотрафик уменьшился? Но и этого не произошло.

Переформатирование азиатской матрицы, начавшееся США с оккупации в 2001 году Афганистана, а затем Ирака, продолжилось в прошлом году “арабской весной”, когда на гребне протестов сметались режимы на Ближнем Востоке, а там, где ненасильственными методами не получалось, в бой бросались натовские войска.

Египет: все против всех

Прошло уже больше года после смены власти в Египте, а разгоряченный, опаленный огнем революции Каир продолжает бурлить. На улицах и площадях то и дело вспыхивают бурные демонстрации и эмоциональные политические дискуссии, нередко переходящие в драки. Складывается впечатление, что опьяневшие от воздуха “свободы” люди просто не знают, что делать дальше. Больших социальных перемен в жизни египтян не произошло: работы нет, денег нет, туристическая индустрия пришла в упадок, гостиницы опустели. Египетское правительство попросило денег у МВФ, а тот немедленно выдвинул ряд жестких требований. Как следствие тут же подскочили цены на топливо.

— Но главный фактор нестабильности заключается в том, что участники революции с площади Тахрир чувствуют себя ущемленными, — отмечает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Власть (по крайней мере пока) осталась у военных, на парламентских выборах победили исламисты, в государственном аппарате ключевые посты продолжают занимать чиновники, назначенные еще при Хосни Мубараке. Молодые активисты так и не смогли сформировать сильную партию, способную выражать их интересы. И в обществе нет никакой уверенности, что победившие на парламентских выборах “Братья-мусульмане” и радикальные салафиты из “Аль-Нура” смогут накормить и удержать страну.

На этом фоне в Египте стартовала президентская избирательная кампания. Заявки на участие в ней подали более 500 человек — от политиков и военных до поваров и домохозяек. Не исключено, что такое торжество “демократии” обернется новым противостоянием. Естественно, главное соперничество на майских выборах развернется между военными властями и исламистским парламентским большинством. Даже если им и удастся договориться о компромиссной кандидатуре на президентских выборах, это не снимет системных противоречий, существующих между ними. В таких условиях достаточно малейшей искры, чтобы вспыхнул новый революционный пожар.

Осада Асада

В годовщину начала антиправительственных выступлений в Дамаске десятки тысяч жителей собрались на митинг в поддержку национального единства и президента Башара Асада. Простые сирийцы возмущены откровенным политическим и экономическим давлением на страну извне. Тенденция очевидна: прежде чем приступить к Ирану, США и их союзники попытаются зачистить Сирию, главного союзника Тегерана. На днях США призвали своих граждан, находящихся в Сирии, немедленно покинуть территорию страны. О закрытии своих посольств в Дамаске объявили аравийские монархии.

Очевидно, что любая интервенция в Сирию приведет к взрыву всего Ближнего Востока, считают эксперты. В войну будут вовлечены ведущие силы региона. И среди них не только государства, но и движения, такие как “Хизбалла”.

— Однако в данный момент ливийский вариант в отношении Сирии маловероятен, — считает доктор политических наук Сергей Кизима. — У Асада большая народная поддержка, и Запад опасается ввязываться в длительную затяжную войну. Если несколько миллионов ливийцев сражались полгода, то в Сирии проживает 22 миллиона человек. А системы ПВО куда мощнее ливийских и расположены на границах с Израилем и Турцией.

Но и просто так оставить в покое этот регион Запад не может. И дело здесь, конечно, не в желании США и некоторых стран ЕС насадить демократию во всем мире. Налицо стремление установить контроль над богатейшими нефтегазовыми ресурсами Ирана, а посредством атаки только на Сирию это вопрос не решить, считает Сергей Кизима. Одновременно с этим перед Западом ставится задача укрепить стратегическое влияние в регионе, вытеснив из него усиливающуюся Россию и Китай. По мнению политолога Владимира Кошелева, агрессивная экспансия Запада в страны Магриба и на Ближнем Востоке преследует и еще одну цель — превратить Средиземное море во внутреннее озеро Атлантического союза, а самое главное — выйти из кризисного тупика, в котором оказалась сегодня западная модель либерального развития. Судя по всему, решить свои внутренние проблемы мирным путем у нее не получается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter