Без доступных банковских кредитов небольшие компании могут в любой момент свалиться

Расти, если сможешь

Из-за чего могут жарко поспорить директора? Конечно, из-за денег. Не потому, что жадные люди, а профессия у них такая. Вот и на очередном заседании Республиканского клуба директоров руководители предприятий повели атаку на банкиров. Мол, если финансовый сектор не примется активно кредитовать реальный, то львиная доля небольших предприятий может вовсе не дождаться светлого будущего. Ситуация несколько лучше, чем год или два назад, но по-прежнему все еще очень далека от нормальной. И многие малые производства продолжают ходить по лезвию ножа несостоятельности.

Парадокс: деньги есть, но небольшим компаниям трудно получить кредит.
Зато заместитель министра экономики Юрий Чеботарь и начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа Дмитрий Мурин излучали здоровый оптимизм. В прошлом году удалось нащупать дно, оттолкнулись от него, медленно стали наращивать ВВП. Причем за счет промышленности и инвестиционных товаров. По многим позициям производители плюсанули прилично. В полтора раза выросла чистая прибыль, складские запасы — менее 60 процентов... А инфляция побила исторический рекорд — 4,6%. 

Но директора не разразились бурными аплодисментами. Руководитель обувной фабрики «Батичелли» Наум Кац дипломатично постарался выразить опасения коллег. Мол, положительные макроэкономические показатели — несомненное достижение экономического блока Правительства и Нацбанка. Чудесно, что минусы сменились на плюсы. Но малым и средним предприятиям от этих достижений ни холодно ни жарко. У многих ситуация либо плохая, либо очень плохая. Накопленные долги и другие диспропорции прошлых кризисных лет душат производства. И помощи ждать неоткуда.

— Однако все ощутили на себе результаты монетарной политики: банки на местах зажаты инструкциями, филиалы не могут принимать решения о кредитовании, отправляют документы в центр, — сетовал Наум Кац. Впрочем, проблема не в бюрократической процедуре, а в отказах головного офиса. Предприниматель вспоминал былые времена, когда денежные вопросы могли решать на местах, глядя заимодавцу в глаза. Присутствовал фактор личного контакта и возникавшего при этом контакте доверия. И деньги находились. Теперь же все сводится к бездушным заявкам, которые часто остаются без удовлетворения. А небольшие компании без дополнительного финансирования могут в любой момент свалиться и не подняться. И если по крупным предприятиям принимаются определенные положительные решения на самом верху, то «малыши» оказались брошены на произвол судьбы.

Почетный председатель Бизнес-союза имени М. Кунявского Георгий Бадей тоже снимает шляпу перед жесткой монетарной политикой и низкой инфляцией. Но сомневается, что ее вытянут производители. За 9 месяцев прошлого года валовая выручка промышленности составила 20 млрд рублей, а платежи по кредитам и займам — 22 млрд рублей. Очень тревожная тенденция вырисовывается: отдаешь больше, чем зарабатываешь. 

Невольно Дмитрию Мурину пришлось отвечать за всю банковскую систему. Во-первых, из упомянутых 22 млрд неподъемных заемных рублей львиная доля не проценты, а основной долг. «Что с ним делать? Простить?» — прозвучал риторический вопрос. Второе вытекает из первого: Нацбанк не чинит препятствий для кредитования. Каждый банк сам решает, как выстраивать свою политику. Но проблема-то в высокой закредитованности бизнеса. Поэтому и денег ему уже не дают. Хотя их у финансистов предостаточно.

Несколько расстроил Дмитрий Мурин ожидания и по стоимости кредитов. Ставки продолжат снижение, но оно будет минимальным, заключил он. Цена кредитов и без того упала почти до 13 процентов годовых, а в 2016-м превышала 20 процентов. Принципиальное удешевление. 

Но вот беда: массовая психология — субстанция инертная. Чтобы ожидания-ощущения совпали с реальностью, необходимо минимум год-два стабильности и активного информационного труда с населением. Выдержат ли этот срок малые и средние белорусские предприятия? И какому проценту удастся выжить? Директора настроены весьма пессимистично. И видят чуть ли не единственный выход в выработке определенных программ финансового оздоровления вместе с банкирами. Ведь формируются подобные документы для гигантов. Чем «малыши» и «середняки» хуже? Идея здравая и перспективная. Но кто проявит организаторскую волю?

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter