Строительство, транспорт и ЖКХ: Правительство проинформировало парламентариев о новациях

Растем ввысь. И вширь

Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в среду в Овальном зале Дома Правительства. С докладом о мерах по повышению эффективности работы строительного и транспортного комплексов, жилищно-коммунального хозяйства перед парламентариями выступил заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак, после чего он, а также другие члены Правительства ответили на вопросы депутатов и сенаторов.

Жилье: программное опережение

По итогам работы за девять месяцев в эксплуатацию введено 2,6 млн кв. м жилья, в том числе с господдержкой — 690 тысяч кв. м. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного в эксплуатацию жилья составила 50,1 процента.
При этом показатель по обеспеченности населения жильем по итогам 2022 года — 29,4 кв. м на человека, что превышает установленный в Программе социально-экономического развития на 2021 — 2025 годы (к 2025 году запланировано 28,5 кв. м).
Анатолий Сивак отметил:

— С учетом роста затрат на капитальный ремонт жилищного фонда, наличия большого количества жилья, не обеспеченного инженерной инфраструктурой, особенно в сельской местности, в рамках разрабатываемой в настоящее время Концепции государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года планируется основной акцент делать на застройке, реновации и реконструкции существующих жилых территорий. Особое внимание будет уделено ветхому и непригодному для проживания жилью.

Для удобства будущих новоселов

С учетом требований Главы государства возведение индивидуальных жилых домов будет осуществляться преимущественно в районах существующей застройки на пустующих земельных участках, ранее предоставленных для этих целей, сообщил вице-премьер:

— Для создания условий для покупки физическими лицами готового индивидуального жилья вместо самостоятельного строительства, а также большего задействования мощностей строительных организаций Правительством совместно с заинтересованными прорабатывается вопрос создания упрощенного порядка возведения строительными организациями жилых домов с последующей их реализацией населению.
В свою очередь, уход от необходимости соблюдения ряда строительных норм и требований к организации строительства, но без ухудшения параметров застройки позволит сократить затраты на строительство и сформировать приемлемую для граждан цену.

Белорусское качество — без границ

Отвечая на вопрос депутата Жанны Чернявской о том, какие значимые объекты белорусские строители помогают сегодня строить россиянам и насколько они рентабельны, министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович сообщил:
— У нас неплохая темповка по экспорту услуг — порядка 117 процентов, при этом в Российскую Федерацию темповка по экспорту услуг за прошедший период текущего года составила более 130 процентов. 
Мы часто встречаемся с российскими коллегами — и предложений действительно много. Совершенно разносторонних причем: начиная от жилищного строительства и заканчивая промышленными объектами. Поэтому у нас есть возможность сегодня выбирать объекты, исходя из планируемой рентабельности. Если прогнозная рентабельность по объекту для нашего белорусского подрядчика составляет меньше 80 процентов, то мы не выходим на такие контракты.


Говоря о перечне объектов, возводимых сегодня на территории России, Руслан Пархамович сказал:

— Самым большим на сегодняшний день является объект строительства «Реконструкция Афипского нефтеперерабатывающего завода» в Краснодарском крае. Контракт рассчитан на несколько миллиардов российских рублей, уже пять организаций подписали договорные отношения, несколько из них уже работают. Но если говорить в целом про оказание экспорта услуг по выполнению подрядных работ за рубежом, то это десяток регионов. 
Калужская, Нижегородская, Владимирская, Мурманская области заинтересованы в нашем присутствии. Мы строим жилье, причем достаточно приличное его количество, десятки объектов социальной инфраструктуры — школы, детские сады.

Прогрессивный капремонт

Облисполкомами и Минским горисполкомом ежегодно наращиваются объемы капитального ремонта жилья, сообщил Анатолий Сивак:

— В 2022 году капитально отремонтировано 3375 тысяч кв. м жилья, или 2,8 процента от обслуживаемой площади. Это самый высокий показатель за все время. В 2021 году было немногим менее, в 2020‑м — 3100 тысяч кв. м. Ожидается, что в 2023 году объемы капитального ремонта жилищного фонда превысят прошлогодние. Задание на нынешний год — 3630 тысяч кв. м.


Кроме того, для приведения в надлежащее состояние кровель многоквартирных домов и сокращения количества претензий граждан на залитие квартир в 2023‑м приняты меры по выделению на ремонт кровель необходимого финансирования на общую сумму 33,3 млн рублей для устранения всех выявленных в результате обследований неисправностей.

Анатолий Сивак привел еще один важный факт.
Сегодня в жилфонде страны практически нет лифтов, эксплуатируемых сверх нормативных сроков. В 2023 году в целом по республике предусмотрена замена 1116 лифтов в жилом фонде. И эта задача будет выполнена, подчеркнул вице-премьер.

Новый коридор

Новый транспортный коридор, который позволит сократить расстояние от Минска до портов Ленинградской области на 132 км, фактически создается в наши дни. Как пояснил Анатолий Сивак, в этот коридор входят дорога М-3 (сейчас работы развернуты от Логойска до Плещениц и проектируются дальше) и дорога Р-46 от Лепеля до Полоцка и дальше до границы с Российской Федерацией (работы ведутся на участке Лепель — Полоцк, где решается главная задача — это увеличение нагрузки на ось с 6 т до 11,5 т). Также в планах дороги М-1 от Минска к границе Российской Федерации, М-10 — выход на юг (обход Украины), в том числе соединение с транспортным коридором Север — Юг.


Вице-премьер также убежден:

— В железнодорожной сфере нам необходимо совместно с российской стороной восстановить и развить пропускные мощности 9‑го транспортного коридора (в Беларуси это маршрут Гомель — Витебск — Езерище) и провести его электрификацию.

Вишовский эксперимент

В сентябре этого года по поручению Главы государства в агрогородке Вишов Белыничского района реализован проект по ремонту всей улично-дорожной сети этого населенного пункта с применением различных доступных технологий ремонта в условиях сложившейся застройки, напомнил также Анатолий Сивак:


— В рамках проекта отремонтировано 12 улиц данного агрогородка общей протяженностью 14,3 км и с общей площадью дорожного полотна около 73 тысяч кв. м, в том числе семь улиц отремонтировано с применением цемента. Практическая реализация проекта длилась всего около одного месяца. Отработаны различные способы ремонта улично-дорожной сети с учетом уже имеющегося дорожного покрытия, его эксплуатационного состояния, интенсивности движения и нагрузки. Выработан алгоритм принятия местными исполнительными и распорядительными органами решений по ремонту улично-дорожной сети, который закреплен в Методических рекомендациях по разработке схем типов покрытий проезжей части улиц сельских населенных пунктов. О результатах реализации проекта доложено Главе государства в ходе его рабочей поездки в Белыничский район.
В дальнейшем полученный опыт планируется применять при ремонте улично-дорожной сети во всех агрогородках республики, которых в стране 1417.

Ожидаем удешевления авиабилетов

Подписанное нынешним летом на Х Форуме регионов Беларуси и России соглашение о взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов и тарифов предусматривает выравнивание тарифов на них, отметил, отвечая на вопросы депутатов, министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович:

— Соглашение вступает в силу с 1 января 2025 года. Оно дает преимущества в том числе нашему национальному авиаперевозчику для полетов в Российскую Федерацию, потому что сегодня мы в неравных условиях: в несколько раз отличаются тарифы по территории Российской Федерации для наших перевозчиков и для российских. Также соглашение дает возможность выравнять условия для пролета по территории Российской Федерации в третьи страны, уменьшив тарифы для нашего перевозчика. 
Конечно, все это отразится и на стоимости билетов. Сейчас «Белавиа» и не летает в дальние регионы России, потому что не может предложить конкурентный тариф. Мы тоже с нетерпением ждем начала работы этого соглашения, и думаю, что в ближайшее время тарифы авиакомпании начнут снижать — как только это соглашение вступит в силу.
♦ На 1 октября введены в эксплуатацию 110 станций обезжелезивания воды, или 71 процент от предусмотренного на год объема (155 единиц). Еще на 32 станциях ведутся строительно-монтажные работы.

♦ Построено 7,7 км новых сетей водоснабжения из 9,8 км, предусмотренных на год, 6,8 км сетей водоотведения из 13,9 запланированных.

♦ Расширяется грузовой парк Беларуси. На 1 октября 2023 года закуплен 2861 железнодорожный вагон, преимущественно белорусского производства.

♦ До конца 2023 года планируется дополнительно получить для белорусских перевозчиков еще около 2 тысяч разрешений из дружественных стран.

♦ Пассажирооборот транспорта растет по всем видам и за январь — август 2023 года сложился на уровне 110,3 процента.

♦ Запланирован ремонт в текущем году 6,667 млн кв. м улично-дорожной сети населенных пунктов. На 1 октября выполнен ремонт 6,703 млн кв. м — и работы продолжаются.

♦ В Беларуси за 9 месяцев отремонтированы 1502 придомовые территории — 97 процентов от годового задания.

♦ В 2024 году планируется отремонтировать более 1,6 тысячи км республиканских дорог. В нынешнем году отремонтировано будет 1,3 тысячи км республиканских дорог и 1,7 тысячи км — местных.

♦ В Минжилкомхоз и организации системы ЖКХ за январь — сентябрь поступило 37 761 обращение граждан. Речь про снижение: это 81,5 процента к аналогичному периоду прошлого года.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter