Распределительный вал
02.10.2009
...Деревня Лужок в Кормянском районе, по всему видно, место хорошее. «Здравствуйте!» — с некоторым даже нажимом крикнул вслед пацан лет пяти, когда я прошагал мимо него. Мол — как так?! Прошел — ни «здрасьте», ни «до свидания»... Оказывается, тут просто принято здороваться со всеми.
Молодая учительница немецкого языка Ольга Христина, с помощью которой я намереваюсь изучить кадровую проблему, подтвердила: один из несомненных плюсов здешней жизни — люди. Отзывчивые, внимательные. Всегда подскажут, помогут. Выпускница Речицкого педколледжа здесь с августа. Уже почти освоилась в просторной однокомнатной квартире.
— Есть и газ, и водопровод, — Ольга демонстрирует блага цивилизации, попутно пытаясь наполнить чайник. — И горячая вода будет, если растопить дровами вот этот котел. Я пока не пробовала... Да и напора не всегда хватает до нашего второго этажа. Вот как сейчас...
Пока учительница бегает с чайником к колонке, успеваю даже по–доброму ей позавидовать. Где бы там ни заблудилась вода, попробуй получи нынче бесплатное жилье, да еще в столь юном возрасте.
Однако Ольга не столь оптимистична. Призналась, что направление в Кормянский район для нее поначалу представлялось крушением всех надежд. Хотя и сама выросла в деревне. Но к тому, что придется работать вдали от дома, где ни родственников, ни друзей, оказалась просто не готова. До последнего надеялась на «открепление». Уже и место нашла — тоже, кстати, в деревенской школе, но от отчего дома поблизости.
...Обстановка квартиры выполнена в подчеркнуто скромной манере. Из мебели — стол, этажерка, когда–то, похоже, бывшая шкафом, кровать. И — двухпудовая гиря.
— Ваша? — я сразу как–то проникся еще большим уважением к хрупкой с виду учительнице.
— По наследству досталась от прежнего жильца. Я ее сдвинуть не могу, вот и стоит.
Раньше тут жил такой же «распределенец» — учитель физики. А до него, наверное, еще кто–то... Физик продержался два года.
— А вы–то останетесь? — я почему–то готовлюсь услышать положительный ответ.
— Нет.
Вот те раз! Похоже, этой квартире так и суждено переходить из рук в руки...
Пока же получается, что все планы Ольги на вечер — это школьные отчеты, маленький телевизор, DVD да тощая стопка десять раз пересмотренных дисков. Говорят, когда–то в Лужке была даже компьютерная сеть — тот самый физик постарался. Уехал — сетка умерла. Про интернет Ольга даже не мечтает. Хотя, на мой взгляд, современный учитель без всемирной сети — нонсенс. А ведь задача–то — решаемая, не требующая много денег...
Вот и не спешит Ольга Христина покупать мебель, обустраивать отдельную квартиру. Но при этом намерена сделать все, чтобы ее ученики получили максимум подготовки по немецкому. Сама–то знает язык не на теоретическом уровне — имела возможность совершенствоваться в Германии, сейчас заочно учится в университете. «Добренькой» быть не собирается: не хочет, чтобы было стыдно за учеников перед тем, кто сменит ее через два года. В том, что кто–то сменит — не сомневается. Жених и родители в другом районе, там же — все мысли и карьерные планы. В общем, никак этот «паззл» с Лужком не складывается...
Фрагменты подобных «паззлов» разбросаны по всей стране. И в тех местах, где «срослось», вслух перечисляют примерно одинаковые причины успеха. И, кстати, далеко не всегда в этом перечне — отдельные квартиры.
Олеся Кухаренко родом из Буда–Кошелево. Два года назад приехала в деревню Пыхань Ветковского района. Работает учительницей начальных классов. Как раз в августе имела право сдать свой класс и с чистой совестью отправляться на вольные хлеба. Но... осталась.
— Почему? — пытаюсь понять, что здесь есть такого, чего нет, к примеру, в Лужке.
Отличный коллектив, хорошая школа, неплохая зарплата — все это и в Лужке имеется. Еще — «свои» дети, которых просто жалко кому–то отдавать — тоже не новость. В части быта опять–таки ничего сверхъестественного, даже попроще: комната, горячая вода — зимой, еда — на электрической плитке... Зато — довольно удобная география. И до Гомеля, и до родного Буда–Кошелево добраться можно быстро и без проблем. Отрыв от жизни, с которым не может смириться Ольга Христина, здесь не так заметен...
Впрочем, и с Олесей Кухаренко, и с другими молодыми учителями, с которыми я пообщался, тоже не все однозначно. Слишком далеко вперед они не заглядывают. Говорят, что еще 2 — 3 года поработают, а потом будет видно.
Разумеется, речь не только об учителях. У молодых врачей, аграриев, инженеров подобные мысли...
Выходит — основная надежда на своих, «доморощенных» целевиков? Заместитель председателя Кормянского райисполкома Татьяна Шехтер задумывается на секунду. А потом признает — вопрос очень непростой:
— Конечно, мы делаем все, чтобы выпускник — местный он или приезжий — остался в районе. Всячески способствуем созданию семей, это ведь самый надежный способ привязать человека к месту. Стараемся, чтобы морально–психологический климат в коллективе был комфортным. И все же действительно не секрет — закрепляются в основном местные уроженцы. Но тут тоже важно, чтобы выпускнику было интересно вернуться после учебы на родину — и в материальном смысле, и в карьерном, и в бытовом. Поэтому большую роль играет заинтересованность райисполкома и той отрасли, куда направлен специалист. А она, поверьте, есть.
Кстати
По данным отдела образования Кормянского райисполкома, из 15 «неуроженцев» района, распределенных в здешние школы в 2007 году, спустя два года остались пятеро. Подобная ситуация не только здесь. В некоторых районах вообще не смогли сообщить, сколько «некоренных» выпускников осталось после 2 лет работы.
Прямая речь
Начальник отдела кадров управления образования Гомельского облисполкома Людмила Шавловская:
— В этом году к нам прибыли 1.259 молодых специалистов, что соответствует потребности. Около 800 из них отправились в малые и средние поселения. Мы заинтересованы в том, чтобы эти учителя остались у нас. Поэтому очень жестко следим за тем, чтобы им были созданы максимально комфортные условия. Как в профессиональном плане, так и в бытовом. Это и помощь старших коллег, и достойное материально–техническое обеспечение учебы, и возможность повышать уровень, всевозможные стажировки. Разумеется, контролируем и то, какое жилье предоставлено выпускникам, есть ли все необходимое. Приветствуем создание семей, не препятствуем переезду к месту жительства супруга. Эти усилия дают эффект — сегодня у нас закрепляются 98 процентов выпускников.
Фото автора.