Распределительный вал

Обязательное распределение — штука непростая...

Обязательное распределение — штука непростая. Копий на этой теме сломано немало. Молодежь предсказуемо норовит осесть в переполненных кадрами городах, тогда как эти кадры позарез нужны за их пределами. Попробуй оторви городского выпускника от маминого борща, да еще убеди его не сбежать через два года. Одно дело, когда в район с дипломом возвращается «свой» молодой специалист. У него тут — корни, невеста, прикормленное место на озере... Но на все вакансии коренных обладателей вузовских дипломов не наберешься. Многие же приезжие считают дни двухлетней отработки и смотрят на сторону. Как и чем убедить их остаться?


...Деревня Лужок в Кормянском районе, по всему видно, место хорошее. «Здравствуйте!» — с некоторым даже нажимом крикнул вслед пацан лет пяти, когда я прошагал мимо него. Мол — как так?! Прошел — ни «здрасьте», ни «до свидания»... Оказывается, тут просто принято здороваться со всеми.


Молодая учительница немецкого языка Ольга Христина, с помощью которой я намереваюсь изучить кадровую проблему, подтвердила: один из несомненных плюсов здешней жизни — люди. Отзывчивые, внимательные. Всегда подскажут, помогут. Выпускница Речицкого педколледжа здесь с августа. Уже почти освоилась в просторной однокомнатной квартире.


— Есть и газ, и водопровод, — Ольга демонстрирует блага цивилизации, попутно пытаясь наполнить чайник. — И горячая вода будет, если растопить дровами вот этот котел. Я пока не пробовала... Да и напора не всегда хватает до нашего второго этажа. Вот как сейчас...


Пока учительница бегает с чайником к колонке, успеваю даже по–доброму ей позавидовать. Где бы там ни заблудилась вода, попробуй получи нынче бесплатное жилье, да еще в столь юном возрасте.


Однако Ольга не столь оптимистична. Призналась, что направление в Кормянский район для нее поначалу представлялось крушением всех надежд. Хотя и сама выросла в деревне. Но к тому, что придется работать вдали от дома, где ни родственников, ни друзей, оказалась просто не готова. До последнего надеялась на «открепление». Уже и место нашла — тоже, кстати, в деревенской школе, но от отчего дома поблизости.


...Обстановка квартиры выполнена в подчеркнуто скромной манере. Из мебели — стол, этажерка, когда–то, похоже, бывшая шкафом, кровать. И — двухпудовая гиря.


— Ваша? — я сразу как–то проникся еще большим уважением к хрупкой с виду учительнице.


— По наследству досталась от прежнего жильца. Я ее сдвинуть не могу, вот и стоит.


Раньше тут жил такой же «распределенец» — учитель физики. А до него, наверное, еще кто–то... Физик продержался два года.


— А вы–то останетесь? — я почему–то готовлюсь услышать положительный ответ.


— Нет.


Вот те раз! Похоже, этой квартире так и суждено переходить из рук в руки...


Ольга терпеливо объясняет, в чем дело. Да, положительных моментов здесь немало. Хорошие люди, приличные условия труда, зарплата больше, чем в городе, почти собственная квартира, природа... Однако все они тускнеют на фоне ненавязчивой, но, по мнению девушки, плотной изоляции. Впереди — долгая темная зима. Чем заняться молодой учительнице в деревне? До Кормы рукой подать, но автобус ходит не каждый день. Нет машины — сиди взаперти или ищи попутку. Впрочем, они здесь, похоже, случаются нечасто: за все 4 километра, которые я бодро прошлепал от трассы до Лужка, — ни одной машины. Ни попутной, ни встречной. А откладывать личную жизнь на два года тоже не хочется.


Пока же получается, что все планы Ольги на вечер — это школьные отчеты, маленький телевизор, DVD да тощая стопка десять раз пересмотренных дисков. Говорят, когда–то в Лужке была даже компьютерная сеть — тот самый физик постарался. Уехал — сетка умерла. Про интернет Ольга даже не мечтает. Хотя, на мой взгляд, современный учитель без всемирной сети — нонсенс. А ведь задача–то — решаемая, не требующая много денег...


Вот и не спешит Ольга Христина покупать мебель, обустраивать отдельную квартиру. Но при этом намерена сделать все, чтобы ее ученики получили максимум подготовки по немецкому. Сама–то знает язык не на теоретическом уровне — имела возможность совершенствоваться в Германии, сейчас заочно учится в университете. «Добренькой» быть не собирается: не хочет, чтобы было стыдно за учеников перед тем, кто сменит ее через два года. В том, что кто–то сменит — не сомневается. Жених и родители в другом районе, там же — все мысли и карьерные планы. В общем, никак этот «паззл» с Лужком не складывается...


Фрагменты подобных «паззлов» разбросаны по всей стране. И в тех местах, где «срослось», вслух перечисляют примерно одинаковые причины успеха. И, кстати, далеко не всегда в этом перечне — отдельные квартиры.


Олеся Кухаренко родом из Буда–Кошелево. Два года назад приехала в деревню Пыхань Ветковского района. Работает учительницей начальных классов. Как раз в августе имела право сдать свой класс и с чистой совестью отправляться на вольные хлеба. Но... осталась.


— Почему? — пытаюсь понять, что здесь есть такого, чего нет, к примеру, в Лужке.


Отличный коллектив, хорошая школа, неплохая зарплата — все это и в Лужке имеется. Еще — «свои» дети, которых просто жалко кому–то отдавать — тоже не новость. В части быта опять–таки ничего сверхъестественного, даже попроще: комната, горячая вода — зимой, еда — на электрической плитке... Зато — довольно удобная география. И до Гомеля, и до родного Буда–Кошелево добраться можно быстро и без проблем. Отрыв от жизни, с которым не может смириться Ольга Христина, здесь не так заметен...


Впрочем, и с Олесей Кухаренко, и с другими молодыми учителями, с которыми я пообщался, тоже не все однозначно. Слишком далеко вперед они не заглядывают. Говорят, что еще 2 — 3 года поработают, а потом будет видно.


Разумеется, речь не только об учителях. У молодых врачей, аграриев, инженеров подобные мысли...


Выходит — основная надежда на своих, «доморощенных» целевиков? Заместитель председателя Кормянского райисполкома Татьяна Шехтер задумывается на секунду. А потом признает — вопрос очень непростой:


— Конечно, мы делаем все, чтобы выпускник — местный он или приезжий — остался в районе. Всячески способствуем созданию семей, это ведь самый надежный способ привязать человека к месту. Стараемся, чтобы морально–психологический климат в коллективе был комфортным. И все же действительно не секрет — закрепляются в основном местные уроженцы. Но тут тоже важно, чтобы выпускнику было интересно вернуться после учебы на родину — и в материальном смысле, и в карьерном, и в бытовом. Поэтому большую роль играет заинтересованность райисполкома и той отрасли, куда направлен специалист. А она, поверьте, есть.


Кстати


По данным отдела образования Кормянского райисполкома, из 15 «неуроженцев» района, распределенных в здешние школы в 2007 году, спустя два года остались пятеро. Подобная ситуация не только здесь. В некоторых районах вообще не смогли сообщить, сколько «некоренных» выпускников осталось после 2 лет работы.


Прямая речь


Начальник отдела кадров управления образования Гомельского облисполкома Людмила Шавловская:


— В этом году к нам прибыли 1.259 молодых специалистов, что соответствует потребности. Около 800 из них отправились в малые и средние поселения. Мы заинтересованы в том, чтобы эти учителя остались у нас. Поэтому очень жестко следим за тем, чтобы им были созданы максимально комфортные условия. Как в профессиональном плане, так и в бытовом. Это и помощь старших коллег, и достойное материально–техническое обеспечение учебы, и возможность повышать уровень, всевозможные стажировки. Разумеется, контролируем и то, какое жилье предоставлено выпускникам, есть ли все необходимое. Приветствуем создание семей, не препятствуем переезду к месту жительства супруга. Эти усилия дают эффект — сегодня у нас закрепляются 98 процентов выпускников.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter