Распределить нельзя помиловать

Казалось бы, о распределении выпускников вузов и ссузов уже все написано и сказано: как проходит процедура, какие условия должен предоставить работодатель, в каких случаях возможно перераспределение.

Казалось бы, о распределении выпускников вузов и ссузов уже все написано и сказано: как проходит процедура, какие условия должен предоставить работодатель, в каких случаях возможно перераспределение. А как быть выпускникам средних специальных учебных заведений, если они, имея высшее образование, постоянное место работы и стаж 15 лет, решили расширить область знаний и отучились в ссузе? Выпускников Белорусского государственного медицинского колледжа семейную пару Ирину Головкову и Павла Шпелкина распределяли в индивидуальном порядке.

 

Из преподавателей Института повышения и переподготовки кадров – в… инструкторы детского сада


После окончания Белорусского государственного университета физической культуры по специальности «преподаватель физкультуры» Ирина работала инструктором по спорту в столичном физкультурно-оздоровительном центре «Долголетие», а в 2002 году ее пригласили возглавить кафедру оздоровительной и адаптивной физической культуры в Институте повышения квалификации БГУФК.
– Все восемь лет я отлично справлялась со своими обязанностями, можно сказать, жила своей работой, – рассказывает Ирина. – В институт приезжают специалисты из всех регионов республики, работающие в том числе на уроках физической культуры с детьми  специальной медицинской группы. Я стала замечать, что у меня недостаточно специальных медицинских знаний, чтобы проводить содержательные лекции по оздоровительной работе.
В 2007-м Ирина решила поступить в БГМК на специальность «Медико-реабилитационное дело». Директор института при БГУФК Сергей Шматок поддержал ее идею словами: «Я буду рад видеть высококвалифицированного специалиста в своем учреждении».



Немолодой молодой специалист


Имея высшее образование, престижную работу, Ирина поступает в медколледж. Узнав о том, что она готовится к тестированию, муж Ирины Павел, окончивший БГУФК и преподававший в то время в Белорусском национальном техническом университете, тоже взялся за подготовку. Централизованное тестирование сдавали всей семьей: к родителям подключились дети, выпускники минских школ. Поступили тоже вчетвером, правда, мама с папой в ссуз, а дети – в вузы.
- Три года мы с мужем сидели за одной партой, – рассказывает Ирина. – В то время как все студенты сбегали с занятий в кино, мы сбегали на рабочие места, потому что учились без отрыва от основной работы.
Ирина с мужем учились лучше всех в группе, поэтому возможность выбирать место распределения им предоставили первым. На заседание комиссии женщина шла с полной уверенностью, что ее отправят работать в БГУФК. Но ошиблась. Несмотря на то что на столе у комиссии лежало ходатайство директора ИППК БГУФК о распределении Ирины Головковой в институт, ей было отказано.
– Только представьте: я получила специальность, о которой мечтала, – не сдерживает слез Ирина. – У меня масса проектов, которые хочется реализовывать в институте, а мне не позволяют этого делать.
Комиссия по распределению предложила Ирине выбрать место работы из трех: учреждение здравоохранения, детский сад санаторного типа или школа-интернат для детей с нарушением осанки. Женщина остановилась на детском саду, хотя понимала, что работать долго она там не будет.
– Думаю, вы можете представить, что это был для меня шаг лет на пятнадцать назад, – объясняет взволнованная Ирина. – Я уже работала в детском саду, это для меня пройденный этап, мне хочется развиваться, делиться опытом, теоретическими знаниями, проводить занятия со специалистами-педагогами.
Когда слышишь такую историю, задумываешься о рациональности распределения трудовых ресурсов, ведь, работая в институте, Ирина действительно могла бы принести большую пользу, нежели проводя занятия в детском саду.
Поскольку законодательно правила распределения специалиста, получившего после высшего образования среднее специальное, не прописаны, Ирина апеллировать вескими аргументами не могла. Она обратилась к директору медколледжа Ивану Буракову с просьбой рассмотреть ее ситуацию в индивидуальном порядке. Он ответил, что ничего поделать не может: все выпускники бюджетного отделения ссуза должны быть распределены в соответствии с заявками от организаций.
– Мне казалось, что я словно о стену билась, когда просила меня перераспределить. Когда поняла, что это бесполезно и что кадры на местах не решают ровным счетом ничего, обратилась в Минздрав.
Выпускнице помог начальник управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Сергей Сычик. Проанализировав ситуацию, взвесив все «за» и «против» перераспределения, посовещавшись с директором колледжа, он решил, что есть смысл направить работать Ирину в БГУФК. В колледж пришло письмо, подписанное замминистра Валентиной Качан, о том, что Минздрав не возражает против перераспределения специалиста. Оставалось только документально это оформить.


А дальше…


С чувством уверенности в решении вопроса Ирина в качестве тренера по медико-восстановительной работе уехала с белорусской сборной по пожарно-спасательному спорту в Украину на три недели для подготовки и участия в чемпионате. А когда вернулась, была ошарашена новостью: в колледж пришло письмо из ИППК БГУФК о том, что учреждение в таком специалисте как старший преподаватель Головкова не нуждается. После этого учебное заведение направило письмо Ирине с отказом в перераспределении.
Ирина спросила директора института, как так получилось, что все три года ее обучения в ней нуждались, а теперь – нет. На что Сергей Шматок ответил: «Никакого подобного документа я не подписывал». Оказалось, что факс был отправлен не из института, а с почтового отделения и в нем значилась фамилия исполнителя, который никогда не работал в ИПК.
Сейчас вопрос перераспределения Ирины Головковой повис в воздухе: в последний раз, когда она звонила в Минздрав, ей сказали, что больше ее проблемами заниматься не будут, и попросили приступить к работе методиста в детском саду.



Цена бесплатного диплома


Избежать трудностей при распределении не удалось и мужу Ирины Головковой Павлу. Ему предложили работать в Республиканской больнице Управления делами Президента Республики Беларусь. Когда он приехал туда устраиваться, оказалось, что в ссуз ошибочно подали две заявки вместо одной, поэтому места для нового сотрудника нет. Павлу ничего не оставалось как вернуться в учреждение образования и просить о трудоустройстве. Там больше месяца искали варианты, но ничего не находили, после чего мужчина попросил свободный диплом. В чем ему, конечно же, отказали.
Закончилась история тем, что выпускник устроился тренером-массажистом в хоккейный клуб «Юность». Комиссия по распределению отказалась подписывать документы о прикреплении молодого специалиста в это учреждение, поскольку без испытательного срока контракт на два года клуб не был готов заключить.
Семья взяла взаймы у друзей 4 тысячи у.е. в счет возмещения стоимости обучения, решив, что лучше заплатить и знать, что можешь спокойно работать, чем быть в подвешенном состоянии и зависеть от ошибок в заявках на распределение.
Когда человек сталкивается с проблемой, у него возникают два вопроса: кто виноват и что делать? Второй Павлу удалось решить, Ирине – нет. А вот на первый ответа не может дать никто. С одной стороны, руководство медколледжа действует по закону: нужно распределить – распределяют, а с другой – не учитывает, что нерационально направлять специалиста с высшим образованием работать инструктором в детский сад. Может быть, в готовящемся Кодексе об образовании стоит прописать этот момент, чтобы впредь не возникало таких абсурдных ситуаций?

Ольга ДУБРОВСКАЯ, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter