Распределение

Только каждый пятнадцатый выпускник вуза имеет сегодня гарантированное рабочее место.
Только каждый пятнадцатый выпускник вуза имеет сегодня гарантированное рабочее место. Это те, кто закончил вуз по направлениям конкретных предприятий. Остальные, что ни говори, имеют достаточно туманные перспективы

по части трудоустройства. За последние годы более чем на половину упал спрос на дипломированных специалистов. Какой же выход находят вчерашние

и сегодняшние выпускники вузов?

Насте в трудоустройстве не помогли ни "красный" диплом педагогического вуза, ни приличное знание английского, ни завидный IQ. В школе работать ей расхотелось после первой же практики, а в частные гимназии было не попасть, хотя Настя в поисках работы исходила немало агентств. Дело решил случай и ее внешние данные: предложили поработать на вещевой ярмарке в выставочном центре. "В нашей семье никогда не было торгашей", - вздохнула ее интеллигентная мама. "Ну надо же кому-то начинать!" - парировала Настя. Работает она там уже третий год, получает свои 200 у.е. и уверена, что лучше места не найдет. Главное молча сносить капризы хозяйки - хамоватой дамы с незаконченным средним образованием...

Пример Насти показателен для Минска, где на начало прошлого учебного года было более 1.000 учительских вакансий. Но еще более показателен он для отечественного рынка труда: с одной стороны, везде "требуются", с другой - специалисты всех профессий ищут работу. Рабочие места есть, но либо они не устраивают выпускников вузов, либо сами молодые специалисты из-за отсутствия должного опыта и знаний не подходят работодателям. В Минской службе занятости, например, на 1 июля была 13.991 заявка от 1.222 предприятий. Конечно, самые востребованные специальности сегодня - рабочие, вакансий для служащих почти на порядок меньше, но они все-таки есть. А в таких сферах, как педагогика и медицина, кадров не хватает просто катастрофически. Прямо противоположная ситуация с самыми, казалось бы, престижными профессиями. По словам заместителя начальника отдела содействия трудоустройству Надежды Романовой, в столице переизбыток бухгалтеров, юристов, экономистов и менеджеров. Минская служба занятости даже составляла для Министерства образования справку о наиболее проблемных в этом смысле специальностях. И, видимо, уже с 2002 года прием на них в институты будет ограничен.

С парадоксами рынка труда 38 тысяч новоиспеченных выпускников высшей школы еще не столкнулись и потому в отношении своего профессионального будущего сохраняют радужные надежды. Да и ни один из вузов не воспользовался в этом году правом забронировать через городскую службу занятости места на госпредприятиях для своих выпускников. Может, чтобы поддержать эти надежды?

Центры занятости - увы, далеко не единственный и даже не основной путь хорошего трудоустройства. Их возможностям, по данным проекта "Рынок труда молодежи в Республике Беларусь", доверяют лишь 9 процентов выпускников вузов. Не пользуется популярностью и обязательное распределение, часто гарантирующее зарплату на уровне прожиточного минимума. Неудивительно, что каждый четвертый выпускник педвуза в прошлом учебном году просто не явился к месту работы. А вот в силу личных связей верят многие: по крайней мере, 40 процентов специалистов экономического профиля находят себе место по знакомству. Тем же, кто не обзавелся нужным блатом, приходится уповать на объявления в прессе и коммерческие рекрутинговые агентства. Вот только шанс найти что-нибудь стоящее в обоих случаях уравновешивается риском остаться облапошенным.

На первый взгляд печатные "биржи труда" предлагают все, что душе угодно, причем вакансии не столько секретарей-референтов и вторых бухгалтеров, куда обычно метит начинающая взрослую жизнь молодежь, сколько менеджеров по продажам, начальников производств, веб-дизайнеров и программистов в филиалы иностранных фирм. Одно только "но": везде нужна узкая специализация в течение двух, а лучше пяти лет. Многие ли выпускники вузов могут похвастаться таким багажом? Ведь одно дело - сдавать зачеты по бизнес-курсам и совсем другое - профессионально ориентироваться, скажем, в сбыте лесосырья. Зона поиска вчерашнего студента автоматически сужается до самых сомнительных работодателей - агентств недвижимости и лиц, предлагающих "высокооплачиваемую, перспективную работу". Первые имеют печальную привычку брать сотрудника с месячным испытательным сроком, нагружать по полной программе, а потом, придравшись к какой-нибудь мелочи, выставлять на улицу, ничего не заплатив. Так что, если с вами отказываются заключить полноценный контракт (пусть даже сроком на месяц), - не тратьте даром времени. Вторые завлекают новичков в сети многоуровневого маркетинга - типа "Нью уэйс", "Родника здоровья", "Дермоджетикс" и иже с ними. Работа эта требует внушительного (минимум 60 - 100 у.е.) вступительного взноса, большой беготни и обременительной необходимости "втюхивать" знакомым кремы и биодобавки по астрономическим ценам. Чтобы не попасться на этот крючок, нужно сразу в объявлениях вычленять особо подозрительные пассажи, как то: "несложный бизнес для активных", "дополнительный заработок", "работа в офисе", "зарплата от 350 у.е.", "женщине-руководителю требуются сотрудники" и прочие сладкие обещания, к слову сказать, занимающие в рубриках рекламных газет две трети площади.

Что касается кадровых агентств, то в Минске их всего около десятка (для сравнения: в Москве в 45 (!) раз больше) -преимущественно с малым штатом, скупым банком данных, но весьма хорошими аппетитами. На интернетовском сайте одной такой компании я обнаружила всего 11 вакансий, но с гордой припиской "ежедневно обновляющиеся". Другая сразу потребовала задаток, даже не изучив моего резюме. Так что если не хотите попасть впросак и здесь, обращайте внимание не на то, что вам говорят, а на то, как с вами работают. Первый плохой признак - когда кадровое агентство собирает сведения о потенциальном кандидате наскоро, по телефону, не утруждая себя детальным собеседованием, тестированием. Второй - когда оно утверждает, что подбирает специалистов любого уровня и профиля за 3 дня. Третий - когда требуют деньги авансом. В Минске есть фирмы, которые берут "гонорар" трижды: с соискателя - за внесение анкеты в банк данных и конечный результат и с фирмы-заказчика. Во всех случаях это удовольствие довольно дорогое. Но больше всего должны настораживать бодрые заверения, что трудоустроят быстро, хорошо и без всяких проблем. В серьезном рекрутинговом агентстве, наоборот, должны непременно и подробно расспросить о стаже и "профессиональных заслугах", а если таковых не имеется, сразу дадут понять, насколько минимальны ваши шансы. Единственное, что может спасти в такой ситуации, - умение выгодно себя "продавать", то есть создать благоприятное первое впечатление, которому работодатели обычно доверяют.

Все это, конечно, не значит, что понятия "молодой специалист" и "успешная карьера" органически несовместимы. Судьбу человека часто решают предприимчивость и везение. Некоторые студенты, скажем, еще на 4 - 5-м курсе устраиваются на работу на неполный рабочий день по специальности, на мизерные оклады (или даже вовсе на общественных началах), но с возможностью зацепиться за хорошее место в будущем. Другие, уже окончив вуз, вынуждены через центры занятости получать новую квалификацию. Еще кто-то заканчивает аспирантуру и ищет работу по контракту за границей. И только очень немногим удается угадать конъюнктуру рынка и попасть избранной профессией прямо в "яблочко". Впрочем, если верить специалистам по кадрам, в ближайшие 10 лет проблем с трудоустройством не должно возникнуть у грамотных маркетологов, специалистов по рекламным услугам и информационным технологиям, менеджеров ресторанного и гостиничного бизнеса. Это в качестве небольшой подсказки для тех, кто еще не выбрал себе профессию...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter