Стоят ли медали того, чтобы рисковать здоровьем?

Расплата за победы

Спорт и травмы неразлучны. И только сами атлеты знают, чего стоит каждая завоеванная награда. Скольких лет тренировок, скольких усилий и болячек, которые пришлось пережить. Иными словами, спорт, как и красота, требует жертв.

Российская фигуристка Юлия Антипова даже после серьезной болезни решила остаться в спорте.

Российская фигуристка Юлия Антипова уже более полугода борется с анорексией. В больницу девушка попала, когда ее вес достиг критической отметки — 25 килограммов! “Пока выступала в одиночном катании, даже не думала о том, чтобы худеть любой ценой. Потом перешла в парное, где контроль за весом гораздо жестче: лишние сто граммов — и партнер не сможет удержать равновесие”. Юля изменила рацион и почувствовала, что стремительно теряет не только килограммы, но и силы. Признается: диетолога не было, а ее саму похудение не слишком пугало — хотелось добиться в фигурном катании как можно большего: “Я спрашивала себя: неужели Бог не увидит моих стараний и меня не наградит?”

Награда оказалась явно не той, на которую рассчитывала девушка. Во всем обвинили бывшего тренера спортсменки Наталью Павлову, при которой раньше еще одна фигуристка — Любовь Илюшечкина — попала в руки докторов с таким же диагнозом. Павлова свою вину отрицает: “Я Юлю не видела полтора года. Мое дело — научить фигуристку работать. Да, кнутом и пряником, но по-другому не бывает”. Сейчас девушка продолжает лечение в израильской клинике. В ближайшее время врачи не советуют ей возвращаться на лед — риск возвращения болезни слишком велик. Но для себя Юля уже решила: со спортом не завяжет. Вот только чем обернется в следующий раз слепое стремление подняться на пьедестал?

Главный тренер нашей национальной сборной по художественной гимнастике Ирина Лепарская уверена: в случае Юли Антиповой вины наставника нет:

— Эту историю даже обсуждать не хочу. Девушка виновата сама — глупо отказываться от еды, да еще и не пить воду! Куда родители смотрели в таком случае? Наши гимнастки тоже следят за весом. Но они правильно питаются, не переедают на ночь, следят за калорийностью и качеством еды — все здоровые и прекрасно выглядят.

И  все же цену медалям наши грации знают. Мелитина Станюта, к примеру, во время выступления на чемпионате мира в Москве сломала ногу. Услышала хруст в ступне, но продолжила выступление. Так же вышла на ковер и на следующий день. В итоге завоевала бронзу в многоборье. На операцию Станюта решилась, только когда вернулась еще с одних соревнований в Японии. Теперь тренируется со спицей в ступне. Ее коллега “по цеху” Екатерина Галкина и вовсе решила исправить врожденный дефект сердца, чтобы продолжить выступления. Причем можно было обойтись и без радикальных мер, но пришлось бы оставить спорт: организм не выдержал бы таких тяжелых нагрузок. Девушка оказалась слишком влюблена в гимнастику, чтобы от нее отказаться.

А вот нашему фристайлисту Дмитрию Раку спорт сломал жизнь. В декабре 2006 года на тренировочной разминке он неудачно сгруппировался и зацепил коленями подбородок. Как итог — серьезнейшая черепно-мозговая травма. После приземления спортсмен сам смог подъехать к тренеру и сказать о том, что плохо себя чувствует, а потом потерял сознание. Фристайлист пережил долгие месяцы лечения и годы реабилитации... Но и они не смогли вернуть его к привычному образу жизни, говорит коллега Рака по команде Дмитрий Дащинский:

— Нельзя сказать, что Дима полностью восстановился. У него до сих пор есть проблемы. Постоянно принимает медикаменты. После успеха нашей команды на Олимпиаде в Сочи Национальный олимпийский комитет выделил Диме деньги на реабилитацию за границей. Чем он сейчас занимается? Бытовыми делами. Живет с родителями, помогает по дому. Людям после таких травм сложно устроиться куда-то.

Товарищи по команде не забывают фристайлиста. Поздравляют с праздниками, приезжают на день рождения, стараются навещать и без повода, помогать. Дмитрий Дащинский считает, что ему проще общаться с коллегами — их в отличие от многих других людей Дима помнит.

Все так, но иногда спорт спасает жизнь. Ирина Лепарская вспоминает:

— Марина Врублевская как-то после отпуска пожаловалась, что у нее болит спина. Поехали в Москву в ЦИТО. Доктор посмотрела снимки и сказала, что девчушку спасла гимнастика! Выяснилось, что у Марины с рождения отсутствовали дужки позвонков. Только благодаря тому, что спорт развил ее мышечный корсет, она не стала инвалидом... Ее вовремя прооперировали, и гимнастка продолжила тренироваться.

На вопрос, почему спортсмены жертвуют своим здоровьем ради карьеры, Дмитрий Дащинский отвечает просто:

— Мы понимаем, что травмы — неотъемлемая часть нашей работы. Поэтому не воспринимаем их как конец карьеры. Знаем, что полгода-год уйдет на восстановление, но после можно будет вернуться. Наверное, поэтому и я после стольких травм ни разу не задумывался о том, чтобы уйти из фристайла. Хотелось добиться большего
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter