Зачем объединять выпускные экзамены с ЦТ?

Расписание на завтра

Тесты как форма вступительных экзаменов в вузы прошли у нас проверку временем. Однако это не значит, что дальше совершенствоваться некуда. Изменения анонсируются. Они вызывают бурную реакцию в обществе. В частности, споры идут вокруг того, когда полноценные экзамены с билетами и преподавателями позволят точнее оценивать знания абитуриентов, чем привычные тесты. Но, пожалуй, один из основных сегодня вопросов — должны ли выпускные и вступительные экзамены проводиться в одном формате?

Фото Владимира Шлапака

Диплом без двойной нагрузки

Решение объединить выпускные экзамены с централизованным тестированием — прогрессивное и своевременное. Сегодня школа не занимается подготовкой к ЦТ. На детей ложится двойная нагрузка. С одной стороны — школьные экзамены, с другой — тестирование. Причем школьная и вузовская кампании следуют одна за другой, а подготовка к ним отличается друг от друга довольно сильно. Это можно сравнить с получением прав на вождение автомобиля и яхты. В обоих случаях речь идет о вождении транспортного средства, но подходы и процесс совершенно разные.

Экзамены в школе, с моей точки зрения, давно потеряли свою актуальность. Учителя говорят, что уже в десятом классе можно с уверенностью до 99 процентов спрогнозировать, какие оценки ученик получит на выходе. Один процент оставляем на «чудо», когда учащийся проспал десять лет и вдруг резко начал учиться. Или, наоборот, когда все десять лет учился хорошо и неожиданно скатился в двоечники. Но согласитесь, что это скорее из области фантастики.

ЦТ — единственная объективная оценка знаний выпускника, когда из экзаменационного процесса изъят человеческий фактор, который всегда связан с той или иной долей предвзятости.

Пока остается неясно, как школьные экзамены технически привести в соответствие с централизованным тестированием. Надеюсь, объединение произойдет в сторону ЦТ. Тогда экзамен будет проводиться не в школах, а на базе экзаменационных центров РИКЗ. Уже тот факт, что на подготовку данного изменения отводится два-три года, не может не радовать. Значит, в министерстве понимают, что изменения не могут вводиться по схеме «сегодня на завтра» и требуют основательной подготовки.

Что мы получим в результате? Более-менее понятную и логичную систему подготовки. С введением обязательного среднего образования весь процесс обучения делится на две части. Обучение до девятого класса и после него общенациональный экзамен, который тоже необходимо вводить в самом ближайшем будущем. И проходить он должен не в школе. После этого учащиеся с высокими баллами, например, не ниже 7—8, переходят в десятый класс и начинают подготовку к ЦТ.

Вот здесь следует сказать о втором очень важном вопросе, который необходимо решить: программу старших классов нужно сократить до 3—4 предметов по выбору учащегося. Главный ориентир на те предметы, которые нужны для ЦТ. В старших классах сегодня много лишнего.

Решение объединить выпускные экзамены и ЦТ можно приветствовать при условии, что будут предприняты дальнейшие шаги по совершенствованию процесса обучения в школе.

Андрей Григорьев, преподаватель английского и французского языков, член Общественно-консультативного совета при Министерстве образования

Идти от жизни

Сейчас специалисты разрабатывают систему возможного совмещения школьных экзаменов и ЦТ. Нововведения обсуждают с педагогической общественностью. Главное — процесс должен идти от жизни.

Вероятно, альтернативой централизованному тестированию и выпускным экзаменам может стать общенациональный экзамен — объединит в себе и выпускные экзамены, и вступительные испытания. С одной стороны, это поможет независимо оценить знания школьников, а с другой — не перегрузить их дополнительной подготовкой к ЦТ.

В Беларуси создана самобытная система обучения с множеством стандартов и тонкостей. Вспомните, ЦТ было принято обществом далеко не сразу. Тестирование стало внедряться в Беларуси еще в 1998 году в качестве эксперимента. Были сомнения, что эта форма оценки знаний приживется. Но со временем она стала доказывать свою эффективность. Плюсов у тестирования несколько. Тесты засекречены. Есть специально созданная Госкомиссия по контролю за вступительными испытаниями. Коррупция практически сведена к нулю. Но в то же время за обезличенным механическим способом проверки знаний не видна индивидуальность абитуриента. Все чаще мы наблюдаем у молодежи неумение высказывать и грамотно формулировать мысли.

Тестирование — всего лишь одна из форм оценки знаний, и я ее не абсолютизирую. Тесты хороши с технической точки зрения как проверка знаний. Старшеклассников при подготовке к поступлению учат лишь решать тесты и заучивать нужную информацию. Отбор с помощью централизованного тестирования негативно сказывается на проф­ориентации. Не прошел в один вуз, поступил в другой, где поменьше конкурс. Такая система заранее ориентирует быть юристом, экономистом, психологом. Выходит, образование для галочки.

В советской школе на старшую ступень попадали 60 процентов учеников, из них где-то 35 процентов становились потом студентами. Сейчас ценность высшего образования девальвировалась. Еще один важный вопрос: как сместить вектор интересов школьников? У нас не хватает рабочих рук — токарей, слесарей, монтажников. Молодежь зачастую получает диплом опять-таки для галочки и часто вынуждена работать не по профессии — зарплаты не устраивают, вакансий нет. А хороших специалистов-выпускников переманивают за рубеж.

Образование должно ориентироваться на потребности экономики, а условия обучения быть приближены к реальным условиям работы. Нужно четкое понимание того, какие профессии и на каких производствах востребованы сегодня и будут востребованы в среднесрочной перспективе. Работодатель не всегда доволен уровнем образования, с которым приходят молодые специалисты. Ребята порой на своей первой работе слышат: «Забудьте все, чему вас учили». От этой формулы пора уходить.

Министерство образования идет по пути плавного и вдумчивого совершенствования системы в соответствии с новыми требованиями, которые ставят общество и государство, учитывая уже накопленный положительный опыт и традиции. Следует понимать, что любые новации нацелены на повышение качества образования. Главное — не проводить реформ ради реформ. Поэтому при сближении двух форм оценки знаний важен синергетический эффект, то есть взаимодополнение. В широкую практику должны войти собеседования, устные экзамены и т. д. А вот как к этому прийти? Об этом нужно думать.

Ольга Петрашова, депутат Палаты представителей Национального собрания
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter