Расписание на завтра

Человек и его дело
В этом году он был на любимой даче всего трижды. Без ночевки. В последний раз пришлось ехать по звонку беспокоящихся за свои грядки соседей, чтобы скосить на участке траву угрожающей высоты... Жена только вздыхает на вопросы знакомых об урожае. Какие урожаи, если два года муж в отпуске не был, а на работе — с семи утра и даже в выходные?..

Владимир Паныш новую для себя роль, в которой ни на дачу, ни на отпуск времени нет, выбрал сам. Два года назад он добровольно отказался от несуетной и размеренной жизни преподавателя. По его собственному признанию, характер потребовал своего дела, где накопленный опыт и знания могли бы пригодиться и где отвечать за результат — самому. О почете Панышу наверняка думалось меньше всего: хозяйство ему досталось беспокойное. Строительное учебное заведение. И пусть оно, единственное среди столичных строительных училищ, важно именуется профессионально–техническим колледжем (двухуровневое обучение позволяет лучшим студентам поступать в вуз), хлопот директору не занимать. Уже одно то, что здание колледжа на улице Гебелева «родом» из довоенного 38–го, говорит о непрекращающихся ремонтных заботах. А еще в «наследство» получил не слишком сильную материально–техническую базу — как на такой растить современные и такие нужные столице кадры строителей?.. Быть может, другой кандидат на месте Паныша и призадумался бы, а Владимир Иосифович спросил себя просто: если кто–то сможет здесь работать, почему не смогу я?..

И пришел директором в колледж строителей имени Каменского. За своим делом.

— От ваших коллег–директоров знаю: на работу вы первое время не ходили, а «летели на крыльях». Планировали. Действовали. Просили помощи и поддержки — и находили их... Настроение полета сохранилось, Владимир Иосифович?

— Я и сегодня хожу на работу с удовольствием, потому что вижу и знаю, каким должен стать колледж, чтобы соответствовать времени... Что до чувства «полета»... Его стало меньше после анонимного письма в адрес моего заместителя. На собрании коллектива я высказался жестко: «Анонимки не рассматриваем». Спустя два месяца коллективное, уже с подписями, письмо пришло... в мой адрес. И еще в адрес нескольких высоких инстанций с просьбами «приструнить» нового директора. Честно признаюсь: как–то по наивности думалось, что все мои начинания — на пользу, да и принимаемые решения были в рамках закона. И меня вроде как «зацепить» было не за что: на работу приходил раньше всех, уходил — позже, душой болею за дело... На каждый пункт письма — и почему за дежурства во время рабочего дня теперь не положены отгулы, и почему в рабочее время нельзя играть в волейбол в спортзале, и где плитка, которой рассчитались с колледжем за работу студентов, и т.д. — я отвечал с помощью документов. Комиссии признавали справедливость моих требований, воочию видели уже уложенную плитку в коридорах, а я каждый день на работе встречался глаза в глаза с коллегами– «обвинителями»...

Тогда впервые ощутил, какова она, «ноша» своего дела, за которое только ты несешь ответственность. Впервые за лет пять обратился к врачам — резко подскочило давление... Прослышав о трудностях, даже позвали на прежнюю работу. Но я снова спросил себя: почему кто–то другой, а не я, сможет настроить коллектив на сотрудничество, а не на выяснение отношений?..

Работаем. Выстраиваем отношения. С людьми всегда было работать непросто, а сегодня особенно. В той же контрактной системе можно действовать по закону, но таких дров наломать! Да и люди — уверен в этом! — из–под палки хорошо работать не будут, поэтому к каждому надо находить свой «ключик». Кому–то требуется доброе слово, а кому–то важнее премия... В колледже за два года — видимые перемены к лучшему. Видимые — студентам, их родителям, преподавателям: ремонт, который мы провели силами своего же студенческого отряда, обновление базы учебников, новая мебель, оборудование. Сейчас все силы и средства направляем на реконструкцию мастерских — сварочной, слесарной, станочной деревообработки... Перемены к лучшему начинает ощущать и столица, на стройки которой приходят наши выпускники уже с более высоким уровнем подготовки. Сегодня они — почти на каждой значимой стройплощадке Минска. Да и студенты наши проходят производственную практику на объектах столичного стройтреста N 1 — трудятся на реконструкции городских больниц и на овощной фабрике, где вот–вот завершится монтирование новейшего оборудования... Меня радует, когда перед распределением та или иная строительная бригада запрашивает студентов, которых знает лично. По практике. Значит, понравились, значит, неплохо учим.

Работы много, планов — еще больше. Оглядываться назад, вспоминать обиды просто некогда.

— К сожалению, обвинительные анонимные письма — не редкость для многих руководителей. Видела, как буквально почернел один, когда его столь же бездоказательно и анонимно обвинили в превышении власти... Признайтесь, у кого искали поддержку в сложной ситуации?

— Родные, близкие, друзья да и коллеги успокаивали: делай, как делаешь. Шаг за шагом. Наверное, это верно — не сворачивать, если знаешь, что путь — правильный. Дело от такой уверенности всегда выиграет...

В том же, что путь — правильный, я действительно не сомневался. Ведь главное, ради чего затеваются все перемены, — изменение ситуации к лучшему. В нашем случае — повышение престижа учебы в строительном колледже, существенное улучшение подготовки строителей... Мне, честно говоря, до сих пор непонятно, как люди, на словах радеющие за перемены, на деле оказываются против них. Ну не согласны с каким–то решением — так моя дверь открыта, приходите, ведите диалог, спорьте... Очень хочется верить в то, что мы придем к такому цивилизованному общению. Если бы не верил, наверное, уже бы и не работал.

— А во что верили вы, Владимир Иосифович, когда только–только начинали свой педагогический труд, когда пришли после службы в армии преподавателем в родной машиностроительный техникум?

— В людей. И в дело, которое человек для себя ищет, находит и которое спустя годы может гордо назвать своим. Для меня таким делом стало образование. После 15 лет работы в машиностроительном техникуме работал заместителем главного технолога на крупном предприятии. И работа оказалась творческой (пригодились преподавательские навыки работы с литературой), и добрые слова в свой адрес слышал, и отпускать меня не хотели, но... Мне не хватало студентов, звонков на переменку, просто учебной жизни. Я — не поверите! — даже соскучился по составлению расписания занятий. От того, насколько это расписание грамотно и удачно сделано, насколько оно учитывает интересы преподавателей и студентов, зависит успех учебного процесса. И вот я годами, как заведующий отделением, его составлял. Пока мне не стало скучно и не захотелось перемен... Тогда я еще до конца не осознавал, что образование уже стало моим призванием. Поэтому–то с легкой душой — вырвался! — ушел на предприятие... Предложение работать в архитектурно–строительном колледже воспринял как подарок судьбы.

— Ну а там–то вам довелось избежать «страшной» участи составителя расписаний?

— Мне в жизни везет на трудности. Мне снова предложили... составить расписание. И я его составил, за что заслужил «спасибо» от большинства преподавателей и студентов. Хотя непросто было угодить 60 группам, которые учатся в две смены... Это памятное расписание — со мной, на нынешнем рабочем месте. Как своего рода доказательство того, что любые трудности можно и нужно преодолевать.

— Вот вы заговорили о трудностях, а мне хочется уточнить: относите ли вы к ним набор ребят на строительные специальности? В важности строительного дела никто вроде не сомневается, но в жизни выходит, что престижнее покорить вуз. Нередко просто тот, в котором конкурс поменьше...

— Когда я выступаю перед ребятами в начале учебного года, непременно говорю о великой созидающей силе профессии строителя. Предлагаю оглянуться вокруг и посмотреть, как выросла, как похорошела столица, — заслуга строителей в этом немалая. Разве не хочется оставить вот такой свой след в истории?..

Сегодня решено строить не просто больше, а намного больше. Значит, потребуются новые технологии, новые материалы и новые кадры, которые смогут грамотно с ними управляться. И готовить эти кадры — строительным учебным заведениям. Да, в нашем колледже есть еще проблемы с обустройством мастерских. Меня заботит — и где найти толковые кадры молодых мастеров, которые смогут не просто показать свое мастерство, но и научить ему ребят!.. И конечно, тревожит не слишком высокий в обществе авторитет профессии строителя. Вроде бы и зарплаты немаленькие, и кадры в растущей этажами столице востребованы. А выпускники школ пока не торопятся к нам...

Попытались мы пригласить старшеклассников из близлежащих школ к себе в гости, решили провести их по кабинетам, мастерским, кружкам, организовали концерт. На наш порыв директора школ откликнулись с явной неохотой... Что ж, будем искать новые формы «пропаганды». Планируем уже в этом году силами своих студентов создать «ударную» агитбригаду: может, они быстрее взрослых найдут общий язык со сверстниками?.. А вообще, хочется, чтобы забота о будущем города стала не только нашей...

К слову, в следующем учебном году мы должны набрать 30 ребят на новую для нас специальность теплоизолировщика. Это востребованная городом профессия, ведь многие старые дома сегодня нуждаются в таком ремонте...

Поступление в наш колледж предполагает собеседование. И я стараюсь лично поговорить с каждым абитуриентом. Приходят родители — встречаюсь и с ними. Цель в общем–то проста: найти «своих» студентов. Чтобы потом научить их «своему» делу. Нужному и полезному.

— Считается, по–хорошему преподаватель должен быть в поиске, а дальнейшая учеба — потребностью его души... Есть у вас такая потребность, Владимир Иосифович?

— На удивление окружающим и родным, я сегодня... студент. Решил получить второе высшее педагогическое образование. Заочное. Так что готовлюсь к сессии.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter