Календарь и традиции

Распахнуты ворота в рай

Будущая неделя — особая, Пасхальная. Наши предки проводили ее в соответствии с веками отработанными правилами и устоявшимся регламентом: обязательно надевали праздничную одежду, с праздничного стола не убирали освященные хлеб, соль, яйца. В Светлую седмицу большим грехом считались ссоры, гнев, сквернословие. Ведь эта неделя — время только добрых дел.


Начиная со второго дня было принято наносить друг другу визиты — «ад суседа да суседа, у кампанii з iншымi», и так до самой «Велiкоднай суботы». К Пасхе готовилось множество различных блюд — чтобы и самим «паласавацца», и заглянувших гостей приветить, и к кому–то в дом идти не с пустыми руками. Но если не с пустыми, то с чем? Например, готовили сыры–«клiночкi» — подсоленные с тмином и сладкие, для детей, с «разынкамi», в виде шариков в маке и сахаре с добавлением корицы. В западных регионах хозяйкам особенно удавались мясные деликатесы, в восточных — соленья и грибы, Поозерье могло похвастаться рыбой. В любом случае стол на праздник накрывали богатый. Во второй день Пасхальной недели вели в церковь на праздничное богослужение причащать детей.

Третий день проходил без торжественной службы, поскольку был «праведачным да сваякоў». Посещали бедных родственников — тех, у кого достаток в семье меньший, кто нуждается в помощи и поддержке, моральной и материальной: вдов, «старэйшых цётку i дзядзьку», а также молодые семьи — чтобы посмотреть, как живут, деликатно дать совет, помочь разобраться «што ды як». Вообще, в эту пору стремились быть особенно щедрыми и милосердными. Ведь с давних пор у нас жило поверье, что от Великдня до Вознесения («Ушэсця») Христос ходит по земле в облике нищего, поэтому никак нельзя отказать кому бы то ни было в просьбе о помощи.

В центральной и южной Минщине на Пасху и на Пасхальной неделе проведывали могилы предков.

Так как хождение по гостям продолжалось практически всю неделю, важно было не забывать, что с горячительными напитками требуется знать меру. До сих пор сохранились рассказы про «Апiвеня» — «нячысцiка», который цепляется к людям, склоняя их к пьянству. Незваным гостем тайно присутствует он на всех застольях, подбивая народ выпить побольше. Если ему это не удается, способен подсыпать прямо в чарку такое зелье, после которого человек становится совсем дурным. «Апiвеня» можно даже увидеть — правда, только будучи в хорошем подпитии. Представлялся он невысокой «iстотай», поросшей темной редкой шерстью. Голова по форме напоминает человеческую, вместо носа — свиной пятак, а сверху — маленькие рожки. Такой «красавец»! Есть у него также маленький закрученный хвостик, как у «парсюка», ноги заканчиваются копытами. Ходит «Апiвень» обычно сгорбившись, а то и вовсе на четвереньках, почти ползком. И что любопытно: других склоняет к пьянству, а сам никогда не пьянеет.

Третий день после Великдня в традиционном народном календаре — «градавая серада» (она еще отмечается и после Троицы). Название связано со страхом перед таким природным явлением, как град. По поверьям, чтобы избежать налетов града, нужно в среду обойти свои владения с громничной свечкой. Если день выпадал на молодик, то считался благоприятным для закладки дома или печи. Однако нельзя было трогать землю, забивать в нее колья, обновлять ограды, садить огород, молотить зерно. Вообще, по средам старались не начинать сев, не белить печку, не собирались в дальнюю дорогу, не купали детей, не ходили свататься. Именно в среду знахари снимали трудноизлечимые болезни, тяжелые наговоры, заклятия, родовую порчу. Сон, приснившийся в среду, воспринимался как пророческий.

На Пасхальной неделе проводились разные игры и забавы с пасхальными яйцами. Среди самых распространенных — «битки». Праздничное настроение царило до самой субботы. А в субботу поступали так же, как в первый день праздника. Рано утром разговлялись яйцом, приговаривая: «Яйкам адгавелiсь, яйкам i закончым».

Первое воскресенье после Пасхи в восточных регионах получило название Красная горка. По обычаю в этот день молодежь выходила на гулянье, а если кто останется дома, тому в невесты достанется настоящая уродина, а в женихи — парень–замухрышка.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter