Раскинулись сети широкие

Открытие первых гипермаркетов в Минске вызвало настоящий ажиотаж. Немало аналитиков опасливо смотрели на непривычные гиганты, предрекая «смерть» традиционной торговле

Открытие первых гипермаркетов в Минске вызвало настоящий ажиотаж. Немало аналитиков опасливо смотрели на непривычные гиганты, предрекая «смерть» традиционной торговле. Пессимистичные прогнозы не оправдались: «мамонты» очень миролюбиво вписались в торговую структуру, никому не наступили на ногу и тем более не захватили монополии. Пока производителей на все лады пугали проблемами гигантомании, почерпнутыми из опыта западных стран, на отечественном торговом рынке появился игрок посерьезнее – торговые сети. Кстати, именно этим форматом торговли заинтересовались крупные российские инвесторы, готовые придать ускорение сетям своими миллионными капиталами.

Маленькие, да  удаленькие

Более-менее серьезно сетевики заявили о себе в только в 2004 году. И ярче всех выстрелил «Рублевский». Магазины с таким логотипом росли как грибы после дождя. Эта сеть скупала буквально любую недвижимость, хотя бы приблизительно пригодную для открытия своих универсамов формата «возле дома». На Западе концепция известная: ассортимент состоит из товаров и продуктов питания первой необходимости, качественных, но недорогих. Мечта многих минчан о приличном магазине «за углом» сбылась. По официальной информации сети магазинов «Рублевский», 14 их универсамов ежедневно уже обслуживают более 40 тысяч покупателей. Это в 4 раза больше, чем проектные мощности первого белорусского гипермаркета «Bigzz». Другими словами, небольшие торговые точки уже оставили далеко позади «великанов». 

Впрочем, этого и следовало ожидать. Развернуться во всю ширь, как на Западе, гипермаркетам не позволил белорусский менталитет. Московские маркетологи подсчитали: ощутимый выигрыш от покупок в гипере начинается при среднем чеке, как минимум, в 50 долларов. Для нашей страны планка достаточно высокая. К тому же мы не привыкли запасаться продуктами сразу на неделю. А при скромных покупках все прелести ценовой политики гигантов рассыпаются в прах. Кстати, по исследованиям «Bigzz», около двух третьих их покупателей – жители близлежащих районов. 

Западный опыт доказал: гипермаркеты становятся «деспотами» розничного рынка, когда их много. Тогда гиганты могут диктовать производителям свои условия: скидки, отсрочки платежей, формирование консолидированного рекламного бюджета и т. д.  За счет таких льготных поставок гиперы и способны снижать цены до безобразия, обрекая «малышей» на неминуемую гибель. Но для этого необходимо «контролировать» большие территории, а говоря иначе,  создавать сеть. Циклопы-одиночки не особенно страшны. 

Пока в Минске всего 3 гиганта, представляющие разных владельцев. Как скоро появятся сети, — вопрос сложный. Слишком большие инвестиции для этого необходимы. Объем капиталовложений каждый участник рынка держит в тайне. Но на пресс-конференциях звучали приблизительные цифры: торговый гигант в Минске стоит 5—10 миллионов долларов. Инвестиционные условия сетей небольших магазинов более мягкие. По оценкам Бориса Васильева, вице-президента российского холдинга «Марта», розничный бизнес «Рублевских» стоит около 5 миллионов долларов, и приблизительно на 7 миллионов оценивается «голая» недвижимость. При сопоставимых вложениях пропускная способность белорусских сетевиков в несколько раз больше чем у гипермаркетов. 

Откуда  ноги  растут…

С какой стороны «приплыли» деньги в белорусский сетевой розничный бизнес, – вопрос, наверное, самый интересный. Точный ответ знают, наверное, только владельцы магазинов. Большинство же аналитиков сходятся во мнении: сети в республике появились с подачи российских инвесторов. Гипотеза имеет под собой прочную «фактурную» основу. 

В крупных российских городах в самом начале 2000-х произошел революционный передел рынка торговли. За какие-нибудь год-два сетевые компании практически полностью уничтожили классические постсоветские универсамы. Сегодня в Москве более половины розничной торговли приходится на сетевые магазины различного формата. «Пятерочки», «Перекрестки», «7 континент» и их конкуренты буквально опутали Первопрестольную. Разросшимся крупным компаниям уже тесно в столице, и каждая из них ищет стратегию развития за пределами Москвы. Некоторые начинают осваивать регионы. Другие готовы вкладывать средства (об этом уже заявляют официально) в белорусские розничные сети. 

А Минск для восточных сетевиков лакомый кусочек. Во-первых, город достаточно зажиточный, особенно если сравнивать с российской глубинкой.  Во-вторых, в Беларуси на этом рынке практически не существует глобальной конкуренции. Крупных игроков нет: универсамы старого формата еле сводят концы с концами, гипермаркеты еще не успели стать на ноги, не представляют большой угрозы для крупного бизнеса и индивидуальные предприниматели на рынках. В итоге порог входа в сетевой бизнес в Беларуси намного ниже, чем в российских столицах. По оценкам Б. Васильева, наша сеть «Рублевский» в Первопрестольной стоила бы в 5—7 раз дороже. Именно поэтому ряд крупных российских компаний заявил о своем желании осваивать белорусские торговые просторы. 

Монополия потребительской корзины

Конечно, инвестиции в любую сферу экономики всегда приятны. Торговая сеть Беларуси пока развита недостаточно, и дополнительные магазины не помешают, пускай и с российскими хозяевами. Но в экспансии иностранных сетей есть и скрытая опасность. Ворвавшись на свободный рынок, несколько сетей могут практически монополизировать торговлю. И тогда проявятся все негативные последствия, как и в истории с гипермаркетами в Западной Европе. 

Кстати, некоторые проблемы от сильных розничных компаний уже ощущает Москва. Сегодня производитель выйти на потребительский рынок со своим товаром в Первопрестольной может только через торговые сети. Даже появилась поговорка: «Если тебя нет в «Пятерочке», значит, ты не присутствуешь в столице». И в этой фразе большая доля истины. 

В эпоху дефицита условия на потребительском рынке диктовал производитель, теперь – торговля. Сегодня прорыв на московскую сетевую полку выливается в большие затраты для производителей: за небольшой стеллаж в каждом магазине приходится платить несколько тысяч долларов аренды, финансово поддерживать рекламные акции сетевиков, предоставлять им отсрочки по платежам – иногда до 3—4 месяцев. И все эти затраты ложатся на себестоимость товара, увеличивая его цену. К тому же потребитель опять оказался в патовой ситуации: косвенно торговля указывает ему, какие продукты приобретать. 

Пока, надо отдать должное, белорусские торговые сети только оживили столичную торговлю. 

— Сети покупали или брали в аренду старые убыточные магазины, — рассказывает Татьяна Костюк, начальник отдела организации торговли главного управления потребительского рынка Мингорисполкома. – Благодаря им улучшилось качество торговой сети: магазины отремонтировали, поставили кондиционеры, новое торговое оборудование. 

Несомненно, на первых порах появление в торговле крупных инвесторов улучшает качество обслуживание, тем более наши сети пока слишком малы для лидерства в отрасли. Но российский опыт показывает: претензии сетевиков растут с увеличением количества магазинов. Пока белорусским производителям выгодно работать с крупными заказчиками. Но сколько продлится столь плодотворное сотрудничество? И насколько отразится на потребителях монополизация торговли сетями? А ведь пока у сетей нет достойного конкурента. Единственное, что сдерживает сегодня количество сетевых магазинов, – дефицит торговых площадей. Хотя квадратный метр такой недвижимости стоит уже 2—3 тысячи долларов, спрос намного превышает предложение. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter