Раскаленная броня

Воспоминания танкиста Коваленко

Воспоминания танкиста Коваленко


С каждым годом все меньше ветеранов участвуют в парадах и шествиях, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне... Некоторые в силу возраста плохо себя чувствуют, болеют, а многих с нами уже нет. Немного осталось и танкистов 3–го гвардейского Котельниковского корпуса, освобождавших Беларусь. Например, из всего танкового взвода, прошедшего с боями по родной земле, сейчас жив лишь один человек — полковник запаса Семен Васильевич Коваленко. Его воспоминания публикует сегодня «СБ».


Те славные дни


Для участия в операции «Багратион» 3–й гвардейский танковый корпус был переброшен в Смоленскую область и включен в состав 5–й гвардейской танковой армии генерала армии Ротмистрова.


Утром 23 июня во всех бригадах корпуса прошли построения воинов: стоя на коленях перед боевыми знаменами, мы клялись до последнего дыхания сражаться с врагом. Вскоре раздалась артиллерийская канонада, от которой содрогалась земля. Это прорывала оборону врага 5–я общевойсковая армия.


В 9.00 был введен в бой 3–й гвардейский танковый корпус на Богушевском направлении. Его бойцы освобождали населенные пункты Толочин, Бобруйск, Крупки, Борисов, Минск, Воложин, Ошмяны... Отступающие немецкие войска оказывали отчаянное сопротивление, часто переходили в контрнаступление. На труднопроходимых участках местности и поворотах дорог в лесистой местности оставляли танки «тигр» и «пантера». Их экипаж заранее пристреливал местность и, как только появлялись на этих рубежах наши танки, открывал огонь на поражение. Советские танкисты с мотострелковыми подразделениями продвигались вперед. При освобождении тогда еще поселка Толочин было уничтожено большое количество вражеской военной техники, 40 самолетов–истребителей в частично разобранном состоянии на железнодорожных платформах, пленено много солдат и офицеров.


На подступах к реке Бобр немцы построили на восточном берегу укрепления, разместили в окопах танки, батарею орудий и около полка пехоты. Но быстро переправой через реку овладеть не удалось. По этому мосту переправлялись отступающие фашистские войска на Борисов. В борьбе за переправу немцы несколько раз переходили в контратаку. Вскоре подошла им помощь — из–под Львова по приказу Гитлера были переброшены 12 тяжелых танков и несколько батальонов пехоты. Бой за переправу продолжался днем и ночью. Командир 3–й гвардейской бригады полковник Гриценко принимает решение шестью танками бригады вести огонь по переправе немецких войск, а у села навести понтонный мост через реку и по нему переправить танкистов. В результате враг был разбит, уничтожено 8 танков, 300 солдат было убито, множество немцев сдалось в плен.


30 июня 1944–го


Перед 3–м гвардейским танковым корпусом стояла задача — прорваться в Борисов. Город обороняла большая группировка немцев, усиленная 5–й танковой дивизией. От них требовалось любой ценой задержать наступление советских войск по реке Березина.


30 июня 1944 года четыре лучших танковых экипажа нашей бригады должны были проскочить по мосту через реку Березина, завязать бой с врагом в городе и сражаться до подхода основных сил корпуса.


Первым по мосту проскочил танк младшего лейтенанта Павла Рака. Второй танк старшего лейтенанта Кузнецова еще до подхода к мосту был подбит немцами и загорелся. Третий танк лейтенанта Юнаева тоже подбили до подхода к мосту. Четвертый танк капитана Селина проскочил по мосту на противоположный берег реки, но также был подбит и загорелся, экипаж погиб. Мост через Березину немцы взорвали... Казалось бы, провал операции?


Однако единственный проскочивший танк Павла Рака в Борисове наводил ужас и панику среди фашистов, оборонявших город. Экипаж танка Павлика сражался до конца боекомплекта, а в танке было 56 снарядов, 3.700 патронов к пулеметам. Моему доброму другу Павлу было очень тяжело в этом бою, потому что в танке отсутствовал четвертый член экипажа — заряжающего ранили еще в боях за переправу через реку Бобр. В неравном бою танк Павла Рака подбили, он запылал. Экипаж погиб, он похоронен на военном кладбище Борисова. Павлу Раку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


А 1 июля 1944 года части 3–го гвардейского танкового корпуса по наведенным понтонным мостам переправились через реку Березину и овладели Борисовом. Было уничтожено большое количество боевой техники, в том числе 11 немецких танков, много солдат и офицеров. Благодарные жители Борисова установили памятник воинам–танкистам.


2 июля 1944–го


3–й гвардейский танковый корпус с непрестанными боями продвигался на Минск. Острошицкий Городок был последним оборонительным рубежом гитлеровцев перед освобождением Минска. Немцы превратили этот рубеж обороны в крепость с противотанковым рвом. Установили в танковых окопах новейшие образцы танков «пантера», «тигр»... Шел ожесточенный бой, в котором с нашей стороны участвовало два танковых корпуса. Враг был разгромлен, потеряв в этом бою большое количество танков и другой боевой техники.


2 июля 1944 года танкисты 3–го гвардейского танкового и 29–го танкового корпусов овладели Острошицким Городком. Путь на Минск был открыт.


В честь этой победы в Острошицком Городке установлен гранитный памятник, на котором значится: «2 июля 1944 г. танкисты 3–го гв. танкового корпуса овладели Острошицким Городком и обеспечили стремительное наступление на Минск».


3 июля 1944–го


На рассвете 3 июля 1944 г. передовые части 3–го гвардейского Котельниковского танкового корпуса из Острошицкого Городка, а 2–й Тацинский танковый корпус по Могилевскому шоссе одновременно ворвались и завязали бои на улицах и площадях Минска. Благодаря стремительному наступлению танкистов 3–го корпуса фашисты не успели взорвать ранее ими заминированные Дом правительства, Главпочтамт, Дом офицеров.


Однако Минск был разрушен до основания. В это же время подразделения 2–й гвардейской мотострелковой бригады под командой замначальника штаба бригады майора Феня перерезали железную дорогу в районе тогда еще поселка Вилейка, тем самым было заблокировано перемещение немецких эшелонов с боевой техникой по направлению Минск — Вильнюс.


При освобождении Минска героизм и мужество проявил командир «снайперского» танка, кавалер орденов Славы Александр Кулаков. На улицах Минска он уничтожил танк «тигр» и несколько орудий. Он шел к родному дому фронтовыми дорогами в боевых порядках 3–го гвардейского танкового корпуса с 1941 года и, не дойдя всего несколько километров до отчего дома, был поражен вражеским бронебойным снарядом. Саша получил тяжелое ранение в живот и чудом выбрался из горящего танка. Трое членов его экипажа сгорели.


К вечеру, подавив сопротивление немецких войск, наш танковый корпус вышел на современную западную окраину Минска. Лица минчан сияли от счастья, они бросали цветы в люки движущихся танков, плакали. Это были слезы радости. Вечером в честь освобождения Минска Москва произвела салют 1–й категории 24 залпами из 324 орудий.


Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил СССР И.В.Сталиным были присвоены почетные наименования «Минских» частям 3–го гвардейского Котельниковского танкового корпуса: 3–й гв., 18–й гв., 19–й гв. танковым и 2–й гв. мотострелковой бригадам, а всем военнослужащим, освобождавшим Минск, объявлена благодарность.


Послесловие


В 3–й гвардейский Котельниковский танковый корпус Семен Васильевич прибыл для дальнейшего прохождения службы спустя 15 лет. С неописуемой радостью встретился со своими друзьями–однополчанами: А.Кулаковым, С.Сыромятниковым, Г.Громыко, С.Кудимовым... За время службы подготовил тысячи танковых экипажей для частей Белорусского военного округа. После увольнения в запас в 1977 году трудился инженером и лишь недавно ушел на заслуженный отдых, однако в праздничные дни проводит уроки мужества в 27–й минской средней школе.


Cправка «СБ»


Семен Васильевич Коваленко родился 18 июня 1925 года в деревне Николаевка Алексеевского района Белгородской области. Кроме него, в семье было еще шестеро детей. Поэтому когда отца–тракториста вместе с гусеничным трактором призвали на фронт, главой семьи пришлось стать именно Семену. Едва дождавшись 18–летия, в 1943 году попросился на фронт. Попал в самое пекло — был вторым пулеметчиком на Курско–Белгородской дуге. Спустя еще год стал механиком–водителем танка Т–34–85 в операции «Багратион» в составе 63–й гвардейской танковой бригады 3–го Краснознаменного Котельниковского танкового корпуса. Освобождал Толочин, Бобруйск, Крупки, Борисов, Минск, Воложин, Ошмяны, Вильнюс... Трижды горел в танках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter