О цифровой трансформации образования

Расчет на цифру

О том, насколько технологии нужны и важны в обучении современного школьника, у нас говорят не первый год. Менялась терминология — от информатизации до цифровой трансформации образования, но по-прежнему ожидания и реальность — немного контрастные картинки. Отношение к инновациям настороженное, как к чему-то мимолетному и проходящему, цифровая грамотность оставляет желать лучшего, а бумагооборот в школах велик. Почему же работа «в сторону цифры» движется так медленно? Ответы специалисты разных сфер искали на II Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация образования» DTE-2019.


Основной проводник цифровой трансформации — педагог, повторяет директор Главного информационно-аналитического центра Минобразования Павел Лис. Поэтому ГИАЦ в этом году серьезно возьмется за повышение цифровой грамотности учителей и других работников системы образования. В специально созданном для этих целей центре педагогов собираются обучать основам веб-разработки и безопасной работе в сети, давать понятие о реляционных базах данных в информационных процессах и объяснять, как привычные для школьников гаджеты могут стать отличным инструментом для усвоения непростого материала. И что немаловажно, для индивидуального подхода к каждому.

Мечты смелые. Для нашего образования станут привычными термины «уберизация педагога» и «букинизация учреждения образования». Пока же цифровую трансформацию зачастую воспринимают как техническую проблему. Вроде как время сейчас такое, нужно идти с ним в ногу, но путь этот кажется настолько сложным и витиеватым, что страшно сделать первый шаг. Вот только главное не в новинках техники и модных разработках (хотя они тоже важны), на первом плане — формирование цифровой культуры. Согласитесь, странно, когда молодые педагоги даже не пытаются использовать на уроке технологии. Зато стоит школьникам склониться над тетрадками, как начинающий учитель тут же погружается в свой смартфон... И конечно же, еще одна составляющая грамотной цифровой трансформации — законодательная. Сколько ни рассказывай об удобстве электронного классного журнала, но пока официальный статус только у бумажного, заполнение виртуального воспринимается учителем лишь как дополнительная нагрузка.

Одним из шагов к цифре станет единая платформа, которая должна заработать в этом году. По сути, появится площадка, где можно будет парой кликов решать многие образовательные вопросы. Именно с ней увяжут регистр обучающихся. Он уже разработан и в идеале со временем будет логично обрастать информацией с момента регистрации ребенка в ЗАГСе. Специалисты надеются, что тогда уйдет в историю даже ненавистный учителям всеобуч, ведь вот она, удобная база данных, где видно, кто в какой садик пошел, к какой школе прикреплен. Уже в этом году модернизируют и регистр учреждений образования, идет работа и над регистром педагогов…

Для чего все это? Как считает начальник отдела электронных услуг Министерства образования и науки Эстонии Андрес Аремаа, который приехал в Минск поделиться опытом построения цифрового образования, система должна работать так, чтобы ничего не пришлось запрашивать дважды. Зачем нагружать школу подготовкой очередной справки или характеристики, когда другие структуры, не вставая из-за компьютеров, могут взять нужную информацию из базы? Отработав схему, эстонцы заглядывают в будущее: мол, следующая цель — искусственный интеллект. У нас же пока страх перед технологиями тормозит желание пустить их на пользу делу. Но путь осилит идущий.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter