Расчет без очереди. Специалисты Центра информационных технологий Республиканского унитарного предприятия “Белпочта” создали уникальную систему приема платежей

Оплата коммунальных услуг и других видов платежей — процедура не из приятных. И не только потому, что трудно расставаться с деньгами. Мы уже отвыкли стоять в очередях, а тут ее никак не минуешь. Ближе к середине месяца в точках приема платежей собирается большое количество людей. Все торопятся внести деньги до 15 числа, чтобы не платить пеню. И даже если перед вами всего два-три человека, постоять в очереди придется. Причины этого и в позднем выставлении счетов коммунальными службами, и в большом количестве разнообразных квитанций для оплаты. Вот если бы можно было взять одну квитанцию и заплатить за все сразу!
— Скоро так и будет, — поделилась со мной планами начальник центра информационных технологий РУП “Белпочта” Галина Позднякова. — В нашем центре создан комплекс программ, благодаря которым оператор почтовой связи сможет принять все платежи с помощью одной технологической операции.
Оказывается, проблема не только в переходе на обслуживание клиентов по принципу “одного окна”. Почта давно принимает на одном рабочем месте не только все виды коммунальных платежей, но и целый ряд других платежей в пользу самых различных организаций. А очереди остаются. Беда в том, что у каждой коммунальной службы — своя база данных, и на каждого плательщика в ней заведен лицевой счет. Чтобы провести платеж по конкретной квитанции, оператору нужно ввести в компьютер фамилию, имя, отчество клиента или номер его лицевого счета. Подождать, пока нужная информация будет найдена, и только потом провести платеж.
— Представляете, сколько требуется времени, если человек платит по пяти-шести счетам? — говорит Галина Александровна. — Отсюда и очереди. Поэтому специалисты нашего центра решили собрать все виды платежей и оформить единый лицевой счет для каждого клиента. И квитанция по всем видам услуг тоже будет одна размером в половину обычного листа писчей бумаги.
На этом борьба сотрудников почты с очередями не закончится. Чтобы оператору не пришлось вводить в компьютер вашу фамилию, имя, отчество или длиннющий набор цифр лицевого счета (здесь и ошибка может вкрасться!), на квитанцию нанесут штрих-код. С помощью специального считывающего устройства оператор в окошке сделает одно движение рукой — информация о начисленных вам суммах уже видна на экране монитора.
— Как быть, если у меня нет денег, чтобы заплатить по всем счетам сразу? Квитанция-то одна...
— Вы сами выберете, за какие услуги заплатить и даже определите суммы платежей, — успокаивает меня Галина Александровна. — Можно погасить старые долги или заплатить вперед за какие-либо услуги.
Перед оплатой клиенту могут по его просьбе распечатать информационную справку, чтобы он не запутался в показателях счетчиков и суммах платежей. А после оплаты ему возвратят квитанцию единого лицевого счета вместе с кассовым чеком. При возникновении спорных ситуаций эти документы являются доказательством проведенных вами выплат в адрес конкретной службы. С ними вы можете идти разбираться в любую организацию.
Особое внимание на почте уделяют работе с банковскими пластиковыми карточками. Рабочие места операторов связи планомерно оснащаются считывателями пластиковых карточек. К концу 2005 года такие рабочие места будут организованы во всех городских отделениях почтовой связи республики (более 730), а к 2007 году их будет уже полторы тысячи. Более того, для владельцев пластиковых карточек будут установлены специальные устройства самообслуживания — так называемые инфокиоски. Они тоже будут оборудованы устройством для считывания штрих-кода вашего лицевого счета, что значительно облегчит набор данных клиента и поиск их по электронной базе. Плательщик сможет принимать решение об оплате и рассчитываться по карточке за выбранные виды платежей самостоятельно, без участия работников отделения почтовой связи.
Начали внедрять новшество и в районных центрах. Сегодня заплатить на почте за коммунальные и другие услуги по единому лицевому счету имеют возможность жители Борисова и Молодечно. Сотрудники Центра информационных технологий приступили к формированию базы данных по единому лицевому счету для других городов. Проведен тендер на закупку инфокиосков. Планируется их установка в областных и крупных районных центрах.
В общем, современную почту уже нельзя представить без новых информационных технологий. Уже сегодня можно оформить подписку на газеты и журналы через Интернет. В городе Минске приступили к внедрению почтового интернет-магазина. В перспективе — переход к оперативному обслуживанию платежей, когда деньги будут поступать на счет в считанные минуты. В нашей стране 3800 почтовых отделений. Представляете, сколько людей смогут сэкономить свое время благодаря новой системе приема платежей?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter