Раритеты и поклонники

В минувшем октябре на первом Национальном форуме "Музеи Беларуси" много говорилось о стратегии на будущее...

В минувшем октябре на первом Национальном форуме "Музеи Беларуси" много говорилось о стратегии на будущее. Еще только начался 2013 год, а уже открываются новые галереи. Причем инициатива исходит как от государства, так и от энтузиастов. Однако мало повесить вывеску на новой галерее. Целое искусство - привлечь туда посетителей, спонсоров. Освоили его еще не всюду. Пока в одних галереях давно принимают выставки и туристов из-за границы, в других - собирают средства на экспонаты.


Музей на заработках


Само здание, где находится Слуцкий краеведческий музей, - историческое. Бывшая дворянская усадьба, расположенная в самом центре города. Местное собрание древностей - крупнейшее в Минской области после молодечненского и борисовского.


В городе у музея два филиала - этнографический и галерея искусств. По мнению директора Натальи Серик, 25 тысяч посетителей в год - хороший показатель. Но повод ли самоуспокаиваться? Цифра могла бы быть больше. Ведь есть чему удивить в залах. Например, шахматные фигурки XII века из раскопок Слуцка - редчайшая находка не только в Беларуси, а и во всей Восточной Европе. Мейсенский фарфор, уречское стекло, фрагменты слуцких поясов для региональной коллекции - тоже вещи эксклюзивные. Однако я не слышал об этих раритетах, прежде чем попал в Слуцк. Хотя некоторые региональные музеи уже рекламируют себя в Минске.


Нужно ли, кроме основного здания, содержать еще 2 филиала, не накладно ли? Наталья Серик уверена, что сокращать площади не стоит:


- В галерее искусств считают за честь выставляться художники из Минска, в этнографическом филиале проводят мастер-классы народные мастера - здесь у них учатся школьники. Сами ребята демонстрируют свои поделки. Все это только на пользу обществу и развитию региона.


На какие средства существовать дальше? Ответ пока однозначный: на бюджетные. Но учатся и зарабатывать. За прошлый год на платных услугах собрали 40 миллионов рублей. Немного, конечно. Зато спонсоры (в частности, сахарорафинадный комбинат) помогли издать два альбома.


Говорить о переходе на самоокупаемость, по мнению Натальи Серик, - абсурд:


- Музей призван хранить вечно национальное достояние. Мы занимаемся государственным делом. Что, конечно, не мешает зарабатывать.


Однако не по плечу пока кунсткамере в одиночку даже купить слуцкий пояс: средства собирают всем городом. Есть лишь половина суммы из требующихся 90 тысяч долларов, которых ждет минский коллекционер.


У кукол новоселье


Музей Белгостеатра кукол в середине января открылся впервые после того, как много лет подряд дверь сюда была заперта. И вот актриса Яна Агеенко, хранитель фондов, проводит меня по небольшой комнате, где собрались герои сошедших с подмостков спектаклей.


Чем привлекательна экспозиция? В первую очередь каждая кукла - ручной работы. Обычно старые "игрушки" уничтожали. Но потом в театре призадумались и по инициативе главного художника Алины Фоминой 18 лет назад создали музей. До и после спектакля, а также в антракте двери "комнаты кукол" открыты. И первый, кто встречает у входа, - Отшельник из спектакля "Чертова мельница" 1968 года. Этот герой играл на сцене 20 лет.


Вход бесплатный для тех, у кого есть билет на представление. И еще здесь разрешают трогать экспонаты руками. Яна Агеенко, присматривая за куклами, очень доброжелательна к посетителям:


- Ничего страшного, если кто-то чуть дотронулся до "игрушки". Людей всегда манила магия театра. В этом и смысл существования музея - хранить традицию и дать к ней прикоснуться.


Заповедная зона расширяется


Сергей Климов, директор Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж", - человек, который практически с нуля создал историко-археологический музей в Мстиславле, в могилевской Ратуше. "Несвиж" - его третий успешный проект.


На вопрос, чем удивляют здесь гостей, Сергей Михайлович отвечает:


- На очереди - выставка из Музея часов Клайпеды и Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Знаю, что в Нью-Йорке хранится большая коллекция радзивилловских вещей - около 200 предметов, в том числе доспехи Николая Радзивилла Черного, есть идея эти раритеты показать у нас.


В заповеднике 200 сотрудников - команда, которая должна в ближайшие годы сделать Несвиж не просто городом-музеем, а местом, куда хочется приезжать отдыхать в выходные. Сергей Климов делится планами:


- Уже разработано предпроектное предложение по воссозданию возле костела Божьего Тела коллегиума иезуитов - с приспособлением под гостинично-ресторанный комплекс. Но главное, нужно расширить территорию заповедника, поставить под охрану все ценные здания, многие из которых продолжают разрушаться или их уничтожают (последний печальный случай - с бывшей синагогой на улице Либкнехта, которую уже решено снести).


Заповедник на 100 процентов финансируется государством. Но каждое вложение должно окупаться. В прошлом году затраты восполнили на 73 процента, это самый высокий показатель среди музеев страны. 60 процентов выручки идет на создание новых экспозиций. С прибыли повышаются зарплаты - за прошлый год в 2 раза.


В 2012-м замок посетили 440 тысяч человек. И никто не уехал без сувенира на память. Один из последних хитов продаж - шоколад "Черная панна Несвижа". Его заказали на "Коммунарке", но продают только в заповеднике. Это один из маркетинговых ходов, без которых не привлечь посетителей.


Сохранять наследие предков и современно им управлять - не взаимоисключающие понятия. Музеи должны из хранилищ стать живыми центрами единения культуры - древней и современной. В такие кунсткамеры никогда не зарастет народная тропа.

Со знанием дела


Светлана Гаврилова, заместитель начальника управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры:


- Появление новых музеев связано с расширением существующих, мемориализацией исторических мест, желанием в регионах создать центры сохранения традиционной культуры и собрания произведений искусства. Особую популярность в последнее время получили выставки "одного шедевра". Государственная программа "Культура Беларуси" на 2011 - 2015 годы рассчитана на поддержку интересных творческих проектов, обеспечение галерей специальным оборудованием, приобретение раритетов на аукционах, у частных лиц, адаптацию музеев к условиям рынка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter