Рапсом дизель не испортишь

Производство биотоплива набирает обороты во всем мире

Производство биотоплива набирает обороты во всем мире

Экономика Еврозоны «выздоравливает» после кризиса, эксперты прогнозируют рост спроса практически по всем отраслям. Один из бумов, который уже начинается, – производство биотоплива. Согласно стратегии развития ЕС уже в этом году 5,75 % потребности в топливе для двигателей внутреннего сгорания будет покрываться продукцией на биогенной основе, а с прошлого года все страны Европы обязаны выпускать и потреблять биодизельное топливо.

Специалисты объясняют такой «бенефис» реалиями современности. В мире стремительно растет спрос на потребление энергоресурсов. Все быстрее сокращаются мировые запасы нефти и газа, а также ухудшается экологическая ситуация на планете. Еще в 2007 году производители и продавцы топлива, работающие в странах ЕС, обязаны были добавлять в бензин до 5 % биологической составляющей. Сейчас речь идет о том, чтобы к 2020 году доля альтернативного горючего в общем объеме, сжигаемого всеми видами транспорта, была доведена до 10 %. Кстати, для биодизеля Европейская организация стандартов разработала ряд техрегламентов: например, немецкий DIN V 51606 принимался с учетом совместимости с двигателями почти всех ведущих автопроизводителей, поэтому он является самым строгим. Большинство видов биодизеля, производимых для коммерческих целей на Западе, соответствует ему или даже превосходит.

Ведущим сырьем для производства этанола сегодня являются кукуруза, сахар и растительное масло, для биодизеля наиболее оптимален рапс. По прогнозам экспертов, выпуск дизеля будет расти быстрее и к 2017 году достигнет порядка 24 миллиардов литров. В то же время объемы биоэтанольного производства, согласно прогнозам Международной энергетической ассоциации (IEA), к 2020 году должны в шесть раз превысить показатель дизельной промышленности. Прежде всего биодизельное производство имеет незначительную стартовую основу, в то время как биоэтанольные рынки в США и Бразилии уже достигли существенных объемов. Во-вторых, производство экологичного дизеля требует большего числа сельскохозяйственных площадей, так как показатель выпуска биоэтанола с единицы посевной площади намного выше. В-третьих, прогнозируется, что ЕС, где действуют ограничения на объемы выпуска биодизеля, останется доминирующим производителем.

Производство рапсового биодизеля растет в ЕС благодаря дотациям и налоговым льготам. В то же время это вызвано большим спросом на первичное сырье. Площадей для его выращивания и обеспечения заявленных планов в Европе, естественно, не хватает. Во-первых, при полном использовании их будет недостаточно для удовлетворения даже 1/3 своих потребностей в топливе. Во-вторых, существуют и другие сельхозкультуры, важные для ЕС. По оценкам специалистов, в Германии уже достигнут максимум производства рапса, и дальнейшее увеличение выпуска биодизеля возможно лишь за счет лучшего использования площадей или увеличения импорта сырья. А потому вполне понятно желание европейских компаний разместить производство поближе к источникам сырья.

--------------------------------------

Анализ и прогнозы

Несмотря на расширение площади сева рапса в ЕС на 400 тыс.га под урожай 2010 года, его производство из-за ожидаемого снижения урожайности будет несколько ниже, чем в прошлом году, когда сбор составил рекордные 21 миллион тонн. В то же время спрос на рапс в ЕС в 2010/11 году продолжит расти в связи с дальнейшим развитием переработки его на биодизель и использованием рапсового шрота в выпуске кормов.

Возможности снятия дефицита за счет роста импорта украинского рапса могут оказаться ограниченными в связи с ожидаемым сокращением его урожая в Украине из-за повышенной гибели озимых посевов. Поставки рапса из Канады, крупнейшего мирового экспортера, сдерживаются из-за жестких правил ЕС по ввозу генно-модифицированного сырья. В результате запасы рапса в ЕС на конец сезона 2010/11 могут упасть до исторически низкого уровня в 1,22 миллиона тонн. Такой уровень был в 2007/08, когда котировки на рапс в Париже взлетели до 521,5 евро за тонну.

Летом 2009 года цены на рапс упали до 244 евро за тонну в связи с рекордным урожаем. Сегодня котировки на август-2010 находятся в районе 300 евро за тонну. Однако при реализации прогнозов снижения производства и роста спроса цены в ЕС могут серьезно укрепиться.

--------------------------------------

Интересные факты

* В 2009 году немецкая индустрия биотоплива находилась на грани разорения, несмотря на многомиллионные инвестиции государства в последние годы. Основная причина – возросшие налоги на биодизель при условии общего снижения рыночных цен на дизельное топливо.

* По расчетам Российской биодизельной ассоциации, развитие производства альтернативного топлива позволит снизить зависимость сельхозпроизводителей от стоимости нефти и нефтепродуктов. А специалисты «Merrill Lynch» подсчитали: прекращение производства биотоплива приведет к росту цен на нефть и бензин на 15 %.

--------------------------------------

Кстати

Беларусь вводит вывозную таможенную пошлину на маслосемена рапса. Согласно Указу № 272 от 21 мая 2010 года для упорядочения экспорта устанавливается ставка вывозной таможенной пошлины на семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые (код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 1205), вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь за пределы государств — членов Евразийского экономического сообщества, в размере 100 евро за 1 тонну.

В дальнейшем размер пошлины может изменяться по мере необходимости с учетом складывающейся конъюнктуры цен на экспортируемые семена рапса. В управлении внешнеторговой политики и иностранных инвестиций Минсельхозпрода пояснили: эти меры приняты, чтобы загрузить мощности отечественных производителей достаточным объемом сырья. Принимаемые меры помогут также максимально обеспечить Беларусь собственным рапсовым маслом, повысить конкурентоспособность этой продукции на внутреннем рынке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter