Раньше сядешь...

В середине января один из районных судов Минска вынес приговор Александру Алешкевичу, который обвинялся в грабеже и нанесении телесных повреждений.
В середине января один из районных судов Минска вынес приговор Александру Алешкевичу, который обвинялся в грабеже и нанесении телесных повреждений. Эти преступления 30-летний минчанин совершил... почти 8 лет назад.

В апрельскую субботу 1995 года сама погода шептала Алешкевичу: займи, но выпей. Весеннее солнце в выходной день призывало к досугу, о котором, впрочем, у каждого свое представление.

Компанию для застолья Алешкевичу составили два друга детства (один из которых работал водителем такси), а также двое знакомых сотрудников милиции, которые, несмотря на выходной, были одеты "по форме". Где-то к полудню спиртное закончилось. После недолгого совещания средства на продолжение банкета было решено экспроприировать у легкодоступных и криминально богатых слоев - валютных менял.

Надо отметить, что в то время "частный валютный бизнес" был весьма популярен и почти возле каждого обменного пункта можно было увидеть молодчиков, многозначительно теребивших в руках калькулятор, а то и вовсе открыто предлагающих обмен "долларов-марочек" по более выгодному курсу.

В ближайшем "обменнике" пара милиционеров и Алешкевич быстро вычислили "валютчика", которому открыто предложили пройти для разбирательства в машину такси, любезно предоставленную собутыльником. В салоне желтой "Волги" с нарушителем валютного законодательства не церемонились: просто выпотрошили карманы, в которых обнаружилось 1.500 долларов, 100 немецких марок и внушительная сумма в белорусских рублях. Деньги перекочевали в карманы "правоохранителей", а "лишенца" вывезли на пустырь неподалеку, где он был отпущен с богом. Тот, однако, не собирался сдаваться без боя, активно требовал прекращения беспредела со стороны "законников" и возвращения изъятых финансов. Алешкевич пресек бунт несколькими короткими ударами. Избиение было недолгим, но сильным. В результате потерпевшему были причинены серьезные телесные повреждения, отнесенные судебно-медицинской экспертизой к категории менее тяжких: открытый перелом скуловой кости со смещением, перелом верхней челюсти, черепно-мозговая травма и другие. Уже вечером местным РОВД было возбуждено уголовное дело по факту открытого похищения имущества, сопряженного с насилием. Один за другим были установлены и задержаны все фигуранты этого инцидента. На свободе оставался только Алешкевич.

В том же 1995 году состоялся суд над четырьмя соучастниками Алешкевича. Они отделались сравнительно небольшими наказаниями: один был приговорен к 3 годам строек народного хозяйства (в народе это называлось "химией"), двое получили по 3,5 и 4 года лишения свободы, а четвертый и вовсе оказался невменяемым и был направлен в психиатрическую больницу для применения мер медицинского характера. Материалы уголовного дела, касающиеся скрывшегося от следствия Алешкевича, были выделены в отдельное производство. Одновременно он был объявлен в республиканский розыск.

А сам Александр Алешкевич, узнав о задержании своих подельников, от греха подальше срочно выехал в одну из сопредельных республик СНГ, где собирался отсидеться, пока не уляжется шум на родине. Через несколько лет он вернулся в Минск, прекрасно понимая, что "обложен флажками" милиции. Он был предельно осторожен: на улице не давал милиции ни малейшего повода для задержания, старался предъявлять свои документы только в самых необходимых случаях. Так, например, когда он решил жениться, то побоялся подать соответствующее заявление в загс, а супружеские отношения оформили только в церкви. Тем не менее ориентировки на его задержание продолжали поступать, а в паспортной службе на его карточке продолжал красоваться сторожевой листок - "в розыске за совершение преступления!". Он даже не удивился, когда в октябре 2002 года в метро к нему подошли двое в штатском и предложили пройти.

Уже в новом, 2003 году состоялся суд. Все его соучастники тоже присутствовали в зале заседаний. Они уже давно отбыли назначенное наказание и теперь давали показания в качестве свидетелей.

Судом первой инстанции Александр Алешкевич приговорен к 6 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Но он и все "ему сочувствующие" не согласны с таким наказанием, считая его слишком суровым. Они обжаловали первичный приговор и в дальнейшем намереваются дойти до высших судебных органов. Пока приговор не вступил в силу, поэтому мы не можем назвать настоящее имя главного героя этой публикации и конкретное место совершения преступлений. Хотя юристы-практики склонны думать, что приговор вынесен справедливо и вряд ли будет изменен.

Но у всех заинтересованных в этом деле сторон возникает один общий вопрос: стоило ли 8 лет находиться в постоянном напряжении и страхе задержания, чтобы в итоге отправиться за колючую проволоку на столь длительное время? Ведь еще тогда, в середине 90-х, наверняка можно было получить меньший срок, хотя бы равный наказаниям подельников, и уже давно стать свободным человеком и полноценным гражданином. Сразу вспоминается старая пословица, популярная в криминальной среде, которая поучает: раньше сядешь - раньше выйдешь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter