Раннее окно

Интервью у театрально–концертной кассы

Интервью у театрально–концертной кассы


...Большая афиша в подземном переходе сообщала о приезде в Минск великолепного певца Дмитрия Хворостовского. Его прекрасный баритон я слушала лет 10 назад в нашем оперном театре, что, согласитесь, совершенно не сравнить с «ангаром» Дворца спорта, где он будет выступать, естественно, с микрофоном сейчас... Впрочем, я не о тонкостях вокального искусства и даже не о коммерции. Мой взгляд остановился на другом: я, без преувеличения, открыла рот, глядя на ценовой ряд предстоящего концерта. Билеты — от 100 до 280 тысяч. Что ж, подбираемся к мировым стандартам... Но за 280 тысяч рублей билетов как раз уже и нет — разобраны! Первыми раскупаются самые дорогие билеты? В Минске что–то решительно изменилось, подумала я. И подошла к билетеру концертно–театральной кассы, которая располагается в подземном переходе на площади Якуба Коласа. Место бойкое, народу за день проворачивается уйма, около окошечка кассы всегда стоит очередь в несколько человек. Я и сама предпочитаю именно здесь покупать билеты, так что кассира — внимательную доброжелательную женщину — давно знаю в лицо. А сейчас решила познакомиться конкретно. И уточнить, так сказать, конъюнктуру нашего концертно–развлекательного рынка. Тем более что Валентина Михайловна Селицкая, оказалось, работает на этом рынке почти два десятилетия.


— Расскажите, Валентина Михайловна, какие концерты сейчас продаются лучше всего? А на какие люди идут с неохотой?


— Тяжело продаются билеты — даже дешевые — на нашу эстраду... Кроме нескольких групп, таких как N.R.M., J:Mors... Вот такая зрительская тенденция. Может, оттого, что нас перекормили попсой на ТВ? Ведь у многих ребят голоса хорошие... Но, знаете, у них харизмы нет. И потом, еще нюанс: наш Минск десятилетиями любит одно и то же, на что–то новое билеты наша публика приобретает с неохотой — пока раскусит... Трудно представить, но когда–то Повалий с трудом шла даже за 35 тысяч — это были самые дорогие билеты в концертный зал «Минск» на ее «сольник». Пока она с Басковым не выступила, мы ее продать не могли. А тогда ее голос, по–моему, был гораздо лучше и концерты интереснее, чем сейчас во Дворце спорта с Басковым. Зато сейчас срабатывает стереотип мышления: раз с Басковым, значит, талант. И билеты уходят.


— Видите, Баскову телевидение не мешает, значит, дело не только в том, как часто кормит нас голубой экран тем артистом или этим...


— Может, и так. На Бориса Моисеева, например, по–прежнему не попасть! А ведь без голоса, по–моему... Но и то сказать: у него шикарное шоу. Все богатые жены сидят на его концертах в первых десяти рядах. А вот Пенкин не проходит! Минск его не воспринимает. Зато Валерий Леонтьев всегда на ура. Он труженик, его концерты неповторимы! Костюмы, обувь, парфюм... Он с уважением к залу относится, всегда встает перед зрителями на колени, когда получает цветы. Еще Минск благоволит Меладзе. И тоже скажу почему. Певец любит зал! Есть такие, кто в охране, «в броне», как Витас, например. И концерт у них такой получается: профессионально, но холодно. А Меладзе на последнем выступлении у нас пригласил всех, кто захотел, спеть с ним вместо бэк–вокала. И наши минчанки не побоялись! И фотографировать себя разрешил... Минский зритель очень благодарный, хорошо артистов встречает — это всем известно. Но... если плохо отработал артист, Минск долго помнит, второй раз зал можно и не собрать.


— А у вас есть свои клиенты? Вот как у мастеров–парикмахеров, например...


— О, своих клиентов я обожаю. И вообще, стараюсь завоевывать внимание покупателей каждый день. Своим, конечно, если надо, еще и позвоню, не поленюсь. Например, русский пианист–виртуоз Мацуев еще не приехал, афиш в городе не было, а я уже всем клиентам позвонила, а пенсионерам дешевые билеты оставила. Они доверяют моему вкусу. Или наш камерный оркестр (он и в Лондоне сейчас выступал), или хоровая капелла, или органист–француз... Понятно, что надо идти, раз посольство органный концерт финансирует, — плохого музыканта они бы не пригласили! Иной даже не планирует, а я активно советую, он и прислушается, купит билет. Пожилые люди считают копейки, но идут, покупают билеты. И правильно: искусство продлевает жизнь. Тем более что я работаю с чистой совестью — рекламирую только супермузыкантов, билеты на остальных просто продаю. Солидные же люди вообще сейчас предпочитают симфонический оркестр, любят филармонию. Я вам скажу: классическая музыка нынче берется в несколько раз лучше, чем эстрада. Дирижер Анисимов, мне кажется, выбрал правильную стратегию: он делает программы для широкой публики. И это срабатывает! Часто приглашает зарубежных солистов: у нас и французы с его оркестром выступали, и итальянцы. И деньги не такие, как вот на Хворостовского, когда до 300 тысяч билеты...


— Причем самые дорогие проданы!


— Еще за 180 тысяч один остался. Но только один. Хворостовский, если по–настоящему, намного дороже стоит, а наши люди за 400 долларов билет еще не купят. Но артист не может снижать цену за концерт. Поэтому выход один — очень большой зал. Я считаю, что это честь для Минска — приезд Хворостовского. Красивейший человек, другой раз подхожу к рекламе, не могу насмотреться.


— Наверное, билеты на тех исполнителей, которые вам нравятся, вы лучше продаете...


— Я, конечно, рекламирую мероприятия, но никогда не обманываю — это недопустимо. Другое дело, что есть персоны, к которым у меня личное отношение. Вот скоро будет концерт памяти Виктора Лукьяновича Вуячича — я все сделаю для рекламы этого вечера, чтобы зал был битком. Я знаю, будет прекрасный концерт. В молодости я работала в коллективе у Вуячича — сначала костюмером, потом администратором. А до него — костюмером у ансамбля «Песняры» в самые лучшие их годы. Даже в Штаты с ними ездила! Кстати, тогда они из–за границы знаете, что в основном привозили? Аппаратуру! Складывались и сообща покупали фирменные шнуры, микрофоны... И еще пластинки. Тогда ведь ничего этого в Советском Союзе было не достать.


— Вот это биография... Так вы, оказывается, нашу эстраду из самых недр знаете, не по чьим–то рассказам. А еще с кем работали?


— А потом работала с такими продюсерами, как Ершов, Шульман... Естественно, что лучшие концерты я до сих пор могу посещать по приглашениям. Пользуюсь своими связями, но не наглею.


— Вы, должно быть, неплохой психолог: у кассира столько людей перед глазами проходит ежедневно! Вы можете, глядя на человека, посоветовать ему «правильный» билет?


— Конечно, я знаю зрителя. Иногда человек теряется перед рекламой, хотя и знает, в принципе, на что бы хотел попасть. Тогда я обязательно встану с места, выйду из кассы и подойду к афишам — почитайте! А другой не видит «свой» концерт. Я не считаю за лишний труд обстоятельно поговорить с покупателем.


— А гостям города что советуете?


— Во–первых, отвечаю им: надо идти во Дворец Республики — смотреть потрясающий зал. Потом, на балет обязательно, но эти билеты в других кассах продаются, не у меня, и я рассказываю, куда идти. Что меня сейчас особенно радует: раньше классика шла к эстраде в нагрузку, а сейчас люди на классику, на народные танцы сами хотят идти. И ансамбль «Купалинка» отработал в полном зале, а на «Хорошки», хотя концерт не скоро, уже билетов нет. Очень хорошо продается ансамбль «Бяседа»... Да, моя профессия — это своеобразная миссия. Поэтому у меня только 2 выходных в месяц, и еще: я не работаю 1 января. Все. Отпусков у меня тоже нет. Я без работы себя не представляю. Когда я в первую смену, я приезжаю в кассу автобусом в 5.07 — чтобы уже в 6.00 окно было открыто.


— А зачем так рано?


— А я скажу. Люди идут на первые поезда метро, и в памяти у них откладывается, что касса работает. Пробегают мимо и видят рекламу — и это срабатывает! Потом приходят даже за билетами на концерты, которые мы и не продаем, но у человека уже рефлекс на мои афиши, мое раннее окно. Я считаю, нет плохих концертов — есть разное воспитание, а потому и разные вкусы. Но вообще, лучше пусть наши люди будут на концертах, чем в другом месте.


Кто к нам приедет в ближайшее время:


Стэпонас Янушка и группа Jazz way (Литва) — клуб им. Дзержинского — 27 ноября,

* * *

Дафнэ (Франция) — Большой зал филармонии — 1 декабря,

* * *

Эльдар Рязанов — к/з «Минск» — 3 декабря,

* * *
Дмитрий Хворостовский — Дворец спорта — 3 декабря,

* * *

Вячеслав Бутусов — Дворец спорта — 7 декабря,

 

Демис Руссос — Дворец Республики — 12 декабря,

* * *

Елена Воробей — к/з «Минск» — 12 декабря,

* * *

Михаил Лидский — Большой зал филармонии — 13 декабря,

* * *

Михаил Жванецкий — к/з «Минск» — 16 декабря,

* * *

Балет «Тодес» — Дворец Республики — 17 декабря.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter