Вы знаете, наверное, что в перуанской пустыне опрокинулся раллийный МАЗ: угодил в яму. Сочувствуем экипажу Сергея Вязовича, желаем наверстать упущенное. Главное, чтобы все члены команды избежали проблем впредь и сохранили здоровье. Ралли — занятие рискованное. Но и на белорусских дорогах нас ждут экстремально опасные сюрпризы.
6 декабря минувшего года на магистрали М–1 женщина–водитель на «Ауди» сбила двух лосей. Оказалась в реанимации ивацевичской больницы.
1 января под Гродно две машины столкнулись с зубром. Одному водителю потребовалась госпитализация. Зверь ДТП не пережил.
7 января на дороге Р–58 Минск — Мядель погиб известный в Нарочи предприниматель, водитель «Шкоды». Ему в лоб после столкновения с животным вылетел «Ситроен».
Вечером 8 января из–за лосей, перебегавших дорогу Минск — Могилев, в Червенском районе столкнулись автобусы. Они перевозили детей, некоторые получили ушибы, двух девочек пришлось доставить в больницу. При этом колонну из 9 автобусов сопровождала машина ГАИ.
Вспомним и медведя, сбитого в августе 2017 года на трассе Минск — Могилев. Косули, лоси, зубры, медведи... Что еще недавно выглядело экзотичным, становится, увы, обыденным. В нашем редакционном коллективе немало водителей, которые либо сами задевали животных на дорогах, либо были свидетелями подобных ДТП. Такие наверняка есть и среди вас, читатели. Проблема стала всеобщей. Надо делать выводы.
Мядельский предприниматель погиб именно на том участке вблизи поселка Илья, который я со страхом проезжаю несколько раз в месяц. Там лес вплотную к асфальту и много зверья: об этом предупреждают знаки, то же говорят охотники. Что делать? Фликер на лося не повесишь (хотя в Швеции, говорят, на оленьи рога наносят светоотражающую краску). Снижать скорость? Будешь мешать другим водителям: поток держит не менее 90 км\час. Стараюсь пристроиться за грузовиком — в надежде, что громкий шум остановит зверье. Оказывается, что его не пугают даже мощный рокот десятка автобусов и милицейская мигалка.
Самый простой вывод делают некоторые форумчане, обсуждая ДТП с животными. Мы, дескать, недостаточно цивилизованны. То ли дело, мол, Европа, где и сетки вдоль дорог, и переходы для животных. Нам бы так!
Европа, говорите? «Ужасы латвийских дорог: в Курземе две сотни аварий с участием лесных животных» — это заголовок из прессы соседней страны. В отдаленной Финляндии за год происходит полторы тысячи ДТП с участием лосей и более трех тысяч — с оленями!!! Кратно больше, чем у нас. У кого повернется язык назвать выдержанных финнов с их трепетным отношением к природе недостаточно цивилизованными?
В Чехии и Германии сетками огорожены (и проблемы полностью не решают) главным образом дороги высшей категории, на региональные денег не хватает, как и у нас. В Австралии вдоль дорог стоят машины, брошенные после столкновений с кенгуру. В стране выработаны рекомендации — как правильно сбивать кенгуру, чтобы минимизировать ущерб.
Увеличение числа зверей в белорусских лесах — это признак нашей цивилизованности. Вытекающую проблему с животными на дорогах пока никому решить не удалось. На одну из подобных прошлых публикаций редакции ответили: есть идея устанавливать на самых опасных участках специальные экраны, которые будут отражать свет фар и отпугивать зверя. Где они? Не удивлюсь, если на реализацию идеи не нашлось денег или замысел не сработал.
...Не отменяя традиционного водительского пожелания — ни гвоздя, ни жезла! — хочется предложить еще одно: ни копыт вам, ни рогов! Берегите себя.
ponomarev@sb.by
Фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА.