РакетоУноситель

Об отказе США от ПРО в Восточной Европе

Поздние звонки всегда заставляют нервничать. А на этот раз чешского премьер–министра Яна Фишера беспокоили из Вашингтона, из Белого дома — оттуда ведь не звонят, чтобы поинтересоваться, как дела. «Что же случилось?», — гадал он те несколько секунд, пока помощник соединял его с Бараком Обамой. Американский президент звонил лично...


Вообще–то у него были предположения на сей счет. Последние несколько недель американская пресса писала, что администрация Обамы вовсю занимается ревизией планов, а точнее, одного из них — разместить в Восточной Европе элементы противоракетной обороны.


Честно признаться, у него эта идея всегда вызывала противоречивые чувства. С одной стороны, это предложение приподнимало страну над остальными союзниками американцев. То, что ПРО не нравится русским, — ну, в этом тоже что–то есть. Но гораздо хуже, что она не очень нравится чехам. Большинство населения выступает против того, чтобы становиться живым щитом, требует референдума.


Россией чехов особо не запугаешь, она далеко. Тем более далеко Иран и Северная Корея, существованием которых официально объяснялась необходимость разместить в Чехии радар. Это в Польше американские ракеты–перехватчики у российских границ — козырная карта для политиков. Вон как они отметили юбилей пакта Молотова — Риббентропа. А в Чехии это так, валет–десятка, не больше — много не выиграешь, а проиграться риск большой. Так что, может, оно и лучше без ПРО. Но пообжаться для приличия, конечно, надо, а то в Вашингтоне вообще о нас скоро забудут...


Подобные мысли вполне могли пронестись в голове премьер–министра Чехии до того, как услышал в трубке голос Барака Обамы, подтверждающего: Соединенные Штаты отказываются, точнее, откладывают на неопределенный срок строительство третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе.


В Варшаву для оглашения плохой вести пришлось отправлять гонцов, и хорошо, что на дворе XXI век. Потому что в Польше эту новость однозначно расценят как предательство. Дело даже не столько в противоракетах, а в том, что Барак Обама не выделяет Восточную Европу в какой–то особый регион, предпочитая иметь дело с Евросоюзом в целом. В то время как Джорджу Бушу удалось ловко расколоть Европу на «старую» и «новую», когда сообщество отказалось поддержать иракскую кампанию.


«Нью–Йорк таймс» откровенно посоветовала Восточной Европе «списать свои убытки в области ПРО и осознать, что ее будущее связано с ЕС». Самые дальновидные восточноевропейские политики, по–моему, уже переориентировались и проводят уже более проевропейский внешнеполитический курс.


В конце концов, от удара по самолюбию еще никто не умирал, а бросать на произвол судьбы своих верных союзников по НАТО США явно не собираются. Сейчас обсуждается, что можно предложить Польше взамен. Главнокомандующий силами США в Европе генерал Картер Хэмм сообщил, что начались американо–польские переговоры о временной переброске в эту страну частей, использующих противоракетную систему Patriot. Не исключено, что это первый шаг на пути к постоянному размещению в стране американских войск.


Российским политологам, пожалуй, не стоит сильно обольщаться. Может показаться, что это именно позиция Кремля заставила Белый дом отказаться от ПРО. Возможно, американцы даже не против, чтобы так казалось. Обаме ведь не только Восточная Европа менее интересна, но и Россия. Или правильнее сказать, она его интересует несколько в другом смысле, чем Буша. Она его не пугает как противник, поэтому интересует как союзник.


Официальное разъяснение Вашингтона по поводу отказа от ПРО сводится к тому, что у Ирана в ближайшие годы не появится ракет, способных донести ядерные бомбы до американских городов. Тем не менее новые переговоры по иранской ядерной программе намечаются крайне сложные. А некоторое время назад в прессу была запущена утка о секретном письме американского президента российскому коллеге, в котором Белый дом обещает отказаться от ПРО, если Россия поможет заставить Тегеран отказаться от создания ядерного оружия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter