Иран атаковал ряд объектов в иракском Курдистане

Ракетный гром

В ночь на вторник ракетному обстрелу подверглись цели в городе Эрбиле в Ираке. Катарский телеканал Al‑Jazeera со ссылкой на иранский Корпус стражей исламской революции сообщил, что атаку совершили ракетные подразделения КСИР. Позже представители Тегерана подтвердили информацию, уточнив, что бомбардировка Эрбиля стала ответом на теракт в Кермане, совершенный террористами ИГ 3 января во время траурного митинга, посвященного памяти командира спецназа «Кудс» Кассема Сулеймани.

Баллистические ракеты Ирана.

Цели и результаты

Местные СМИ сообщают, что взрывы прозвучали в районе американской базы в аэропорту Эрбиля и консульства США. Атаке подверглись штаб курдской службы безопасности, а также частная резиденция крупного бизнесмена Пешрава Дзаи, владельца девелоперских фирм Falcon Group и Empire. Иракский телеканал Rudaw заявил, что в результате удара сразу четырех ракет погибли как сам Дзаи, так и четверо членов его семьи. Мотивом атаки считают связи бизнесмена с израильскими спецслужбами.

Под знаменем мести

Сразу после двойного теракта в Кермане несколько иранских официальных лиц, в том числе командующий силами «Кудс» Исмаил Каани, предупредили о намерении отомстить за кровавое злодеяние. 5 января на куполе мечети Джамкаран появился красный флаг как знак того, что месть за погибших в Кермане будет совершена.

Ответственность за теракт несколько запоздало, но все же взяли на себя террористы ИГ. Однако даже на пике могущества группировка (активное участие в ее создании приписывают США) находилась под немалым влиянием американских спецслужб, а теперь, превратившись в сонм разрозненных банд, она вряд ли была бы способна на совершение столь дерзкого теракта, не получив мощной поддержки извне.

Какой будет ответная реакция США и будет ли она вообще, сказать пока трудно. С одной стороны, Вашингтон уже заявил, что потерь нет. С другой стороны, Америка в очередной раз получила серьезнейший удар по авторитету, что требует хотя бы ритуального ответного действия. Вряд ли ракеты в ответ полетят по Ирану: прямое столкновение регионального лидера с дряхлеющим гегемоном не входит в планы последнего из‑за неуверенности в результате сомнительного предприятия. Наиболее вероятными видятся операции против иранских прокси‑сил в Ираке и Сирии, а также, возможно, усиление давления на хуситов в Йемене.
На днях Байден заявил: «Я уже передал послание Ирану. Они знают, что им нельзя ничего делать». Что ж, дипломатия никогда не была сильной стороной Сонного Джо. Да и с военной составляющей тоже, как оказалось, не все так хорошо.

Цугцванг по‑американски

Справиться с «Ансараллах» у американских ВМС пока не получается. Удары в ночь на пятницу не принесли ровным счетом никакого эффекта. Уже в понедельник хуситы произвели две атаки: первую ракету, нацеленную в эсминец Laboon, сбил истребитель, а вот второй боеприпас угодил в ходящий под флагом Маршалловых островов американский контейнеровоз Gibraltar Eagle.
Пока все выходные британские и американские адмиралы хвастались, на сколько процентов они уменьшили возможности йеменцев, те готовили новые ракетные позиции и искали цели.
США на Ближнем Востоке попали в самозатягивающуюся петлю. Что бы ни делали Байден и компания, ситуация будет становиться для Запада все хуже. Хуситы уже сообщили, что теперь станут считать американские корабли такой же целью, как и суда, идущие в Израиль. Обеспечить безопасность находящаяся в Красном море эскадра, очевидно, не может: худо‑бедно ей удается отстреливаться от ракет и дронов, направленных на военные корабли, однако гражданские суда, рискнувшие появиться в Баб‑эль‑Мандебском проливе, сталкиваются с большим риском. 

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter