Ученые из «Унитехпром БГУ» разработали ряд лекарств против злокачественных опухолей головного мозга и желудка

Рак пятится назад

Ученые из «Унитехпром БГУ» разработали ряд лекарств против злокачественных опухолей головного мозга и желудка. Одно из них вообще не имеет аналогов в мировой фармацевтике. Кто стоит за открытием уникальных препаратов и что новые противоопухолевые средства обещают пациентам, узнала «Р».


Надежда для больных раком.


Мы в лаборатории структурно-химической модификации полисахаридов и лекарственных средств на их основе НИИ физико-химических проблем БГУ. Именно здесь ученые отыскали новые формулы. 

Аспирант, младший научный сотрудник института Сергей Соломевич указывает на специальный шкаф. За стеклянной дверцей — образцы проспиделонга — надежда больных раком желудка. Специалисты ожидают, что препарат продлит жизнь пациентов и улучшит ее качество. 

Сергей встряхивает пенициллиновый флакон. Желтоватый порошок сползает со стенок лабораторной посуды. Этот полисахарид — носитель действующего вещества. Сергей Соломевич насыпает матрицу в химический стакан и разбавляет водой. Порошок разбухает. И «песчинки» уже напоминают кристаллики бурого сахара. 


Сергей СОЛОМЕВИЧ и Денис АДАМЧИК опережают планету.

«При взаимодействии с водой полисахарид дает гель. Он связывает высокотоксичное действующее вещество готового препарата. После удаления опухоли гелеобразная масса помещается в рану. И лекарство начинает свою работу». 

Препараты с целевой доставкой — это общемировой тренд. Но что касается проспиделонга, тут наша страна впереди планеты всей. Ученые работают над препаратом с 2013 года. Недавно завершились доклинические испытания. На животных. Их заражали опухолью, а затем имплантировали проспиделонг. Первый этап проверки на эффективность препарат выдержал. Показал стопроцентную выживаемость подопытных. Испытания на пациентах планируют начать в третьем квартале этого года. 

Проспиделонг уже имеет по два патента в Беларуси и России. 

…Халат, перчатки, очки пластиковые, маска — на время эксперимента химик экипируется полностью. Ведь 90 процентов его работы — работа руками с химическими веществами. Но вредность не пугает ученых, охваченных азартом.

Младший научный сотрудник НИИ физико-химических проблем БГУ Денис Адамчик демонстрировал на научном конкурсе результаты применения темодекса. Лекарство против опухолей головного мозга прошло клинические испытания. 

Денис кивает в сторону лиофильной сушки, сжимая в ладони темную банку с белым порошком: «Носитель действующего вещества темодекса. Он нестабильный, поэтому при производстве его нужно высушить так, чтобы не разрушить, а помогает в этом лиофильная сушка. 

Американский аналог темодекса глиадел стоит порядка 18 тысяч долларов за один курс. Наш препарат будет стоить около 300—350 долларов. 

В традиционной схеме лечения онкологических больных имеется серьезный недостаток: активное вещество не доставляется целенаправленно к пораженному органу, а также чересчур быстро выводится из организма. Лаборатория под руководством заведующей Татьяны Юркштович разработала гидрогель на основе наработок последних лет и синтезировала лекарственные вещества. А врачи-онкологи контролировали проведение доклинических исследований. 

Сергей и Денис — братья по науке, коллеги и земляки, выпускники Озерской средней школы Гродненского района. В химию будущих ученых влюбила учитель Ольга Куприенко. 

После школы они, участники и призеры областных, республиканских олимпиад, поступили на химический факультет БГУ. Денис двумя годами раньше. Наука нашла студента в тренажерном зале. Будущий научный руководитель Павел Бычковский подошел к первокурснику Денису и предложил заняться наукой. Молодой человек еще не представлял, что это такое. Посоветовавшись с родными, стал ходить после занятий в лабораторию, проводить опыты. 

Сергея в науку тоже привел счастливый случай. Однажды они с Денисом поехали на экскурсию в Киев. В автобусе Денис познакомил друга с Павлом Михайловичем и посоветовал продолжить научную работу под его руководством. 

С тех пор Сергей Соломевич и Денис Адамчик вместе и в лаборатории, и на предприятии под опекой наставника, доцента и директора «Унитехпрома БГУ» Павла Бычковского. 

Денис не раз занимал первые места на Республиканском конкурсе научных работ студентов и аспирантов. Дважды премирован специальным фондом Президента. 

Сергей — лауреат Президентского фонда. 

Ученые — победители не одного конкурса научных работ. Вместе с коллегами разрабатывают и производят лекарственные препараты. Каждое новое лекарство — это дополнительный шанс для пациента. Выжить, излечиться или продлить жизнь. 

«Когда понимаешь, что приносишь пользу, это подзадоривает еще больше», — в один голос признаются талантливые ученые.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий ВЕЕВНИК, врач-нейрохирург Больницы скорой помощи, проводивший клинические испытания темодекса: 

— От опухолей головного мозга страдают люди трудоспособного возраста. Выживаемость низкая, инвалидизация высокая. Поэтому локальная химиотерапия сегодня особенно интересна врачам. 

В мире нейрохирурги применяют только два препарата для этого метода. Американский глиадел — в Восточной, Западной Европе и США. И разработка НИИ физико-химических проблем БГУ — цисплацел. Учитывая перспективность такого лечения, наши ученые разработали еще одно лекарство для локальной химиотерапии — темодекс. Его действующее вещество — тимозолодмид — американцам и японцам не удавалось связать с носителем. У белорусов это получилось: вещество не разрушается. 

Клиническое испытание этого препарата началось в 2012 году на базе нейрохирургического отделения Больницы скорой медицинской помощи под руководством заведующего кафедрой нервных и нейрохирургических болезней БГМУ, доктора медицинских наук, профессора Александра Федулова. 

Отобрали 41 пациента 40—60 лет для основной группы. Большинство — с высокозлокачественными новообразованиями. После удаления опухоли в ее ложе мы укладывали темодекс, чтобы уничтожить оставшиеся опухолевые клетки. А дальше испытуемые проходили лучевую и химиотерапию. Контрольная группа больных получала только лучевую и химиотерапию. 

Наблюдали пациентов в течение года. Доказали, что темодес неплохо переносится. Продолжительность жизни увеличилась. Это не панацея для больных. Не победили мы еще самую злокачественную опухоль — глиобластому. Но, возможно, темодекс станет тем этапом, который поспособствует внедрению других технологий, и лет через 20 что-то изменится радикально. 

Глиобластома может прорастать до 3—4 см. Темодекс действует на меньшей глубине. Поэтому возникает новый очаг, но теперь его появление удается отсрочить. Около десяти пациентов из основной группы испытуемых еще живы, они приходят к нам на контроль. И это достижение.

drug-olya@yandex.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter