Рафаэль рисовал Скорину, Скорина рисовал тайну

Рафаэль рисовал Скорину, Скорина рисовал тайну Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», украшающая библиотеку Ватикана, сотни лет хранила тайну, связанную, как выясняется, с нашей страной. Во всяком случае, так считает автор открытия – доцент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Григорий Ревяко, обнаруживший удивительное сходство одного из персонажей монументальной работы великого итальянца с Франциском Скориной!
Фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», украшающая библиотеку Ватикана, сотни лет хранила тайну, связанную, как выясняется, с нашей страной. Во всяком случае, так считает автор открытия – доцент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Григорий Ревяко, обнаруживший удивительное сходство одного из персонажей монументальной работы великого итальянца с Франциском Скориной! При этом доводы исследователя столь убедительны, что с ними нельзя не согласиться. Прежде всего доктор искусств Скорина, прекрасно знающий итальянскую живопись, как раз в то время жил в Италии, бывал в Риме, Падуе, где защищал еще одну докторскую диссертацию – по медицине. Правда, история не оставила свидетельств, что пути их действительно пересекались, но, учитывая узость круга художников и искусствоведов, можно предположить, что они знали друг друга. Просто обязаны были знать, поскольку искусствоведы всегда консультировали заказчиков, к какому художнику следует обратиться, и мастера кисти жизненно были заинтересованы в таком знакомстве. Что касается росписи ватиканской библиотеки, то Папа Римский, как отмечали современники, проявил тогда измотавшую всех его помощников чрезмерную требовательность. Он долгое время отвергал предлагавшихся ему художников и их творческие замыслы, пока не сделал выбор в пользу Рафаэля. Естественно, люди из окружения Папы нашли молодого тогда мастера не сами, а по подсказке кого-то, разбирающегося в живописи. Возможно, это и был наш земляк. Не будем утверждать, что и сама идея сюжета принадлежит ему, но даже услуга в получении престижного заказа, с которого и началось восхождение Рафаэля к вершине славы, способна была подвигнуть художника на такой жест, как увековечение своего благодетеля. На эту мысль наталкивает и другое обстоятельство. В роли Сократа, Птолемея, Гераклита и других исторических личностей на фресках представлены легко узнаваемые современники Рафаэля – итальянские общественные деятели, ученые, представители правящей элиты. И только портрет человека, которого художник изобразил рядом с собой, нарушив технологию, то есть написав его вживую на штукатурке, не используя утверждаемый заказчиком картонный эскиз, так и остался неидентифицированным. Обычно мастера монументальной живописи так отдают дань уважения соавторам. Но известно, что эту фреску Рафаэль создавал один. Стало быть, это действительно тот, кто помог ему «выйти в люди». Или, все же наберемся смелости, тот, кто был еще и соавтором идеи? И еще наберемся смелости утверждать вслед за Григорием Ревяко, что человек на фреске справа от Рафаэля и на автопортрете из Библии Скорины – одно и то же лицо. Ведь похож! А теперь обратимся к другой стороне этой истории. Почему вообще ученый, работающий в вузе, не имеющем отношения к предмету нашего разговора, занялся изучением творческого наследия Скорины? — Дело в том, — объясняет Григорий Максимович, — что в год празднования юбилея Скорины в одной из публикаций я обратил внимание на фразу о том, что гравюры в его Библии содержат много загадок. А поскольку наша лаборатория информационно-кибернетических систем занималась компьютерной расшифровкой сделанных из космоса снимков земной поверхности, то я решил использовать эти наработки для разгадки тайнописи. Начал изучать литературу о зашифрованных посланиях – от времен индейцев майя до европейского средневековья, где подобная практика была обычным делом. И оказалось, что Скорина использовал отработанные приемы маскировки содержания, а поскольку он еще и глубоко знал астрологию, то насыщал гравюры и символами из этой области. Все его рисунки из Библии и других книг были помещены в электронную базу данных, очищены с помощью специальных технологий от повреждений и искажений, и когда запустили компьютерную программу, позволяющую выявлять скрытые изображения, страницы Книги книг заговорили по-новому. Самым распространенным его приемом шифрования оказался эффект зеркального отражения. То есть когда к рисунку под определенным углом в определенном месте прикладывается зеркало, то из хаотичного порой набора линий рождается скрытое изображение, одна половина которого расположена на бумаге, а вторая – на стекле. Впрочем, значение открывшегося рисунка надо еще правильно истолковать. Частично это сделать удалось, но многое еще ждет своего часа. Манипуляции с зеркальным отражением помогли ученому увидеть в растительном орнаменте человеческую фигуру, которая, как он считает, символизирует возрождение духовных ценностей. То же зеркало выявило на одном из рисунков рожицу черта и солнечный диск, что символизирует темное и светлое начало человеческой личности. Заставка с заглавной буквой «Р» несет в себе, как оказалось, опрокинутое изображение двуглавого орла, символизирующего Россию, которая терпела в то время военные поражения. Кстати, в букве «М» он дает ключ к расшифровке, помещая там женский портрет с древнегреческим знаком на лбу, означающим мифологическую Медузу, которую Персей победил, глядя на зеркальную поверхность своего щита. Зеркало присутствует и в качестве символа на автопортрете Скорины. И чтобы уже закончить с буквами-символами, обратим внимание, что в литеру «А» наш земляк вмонтировал человеческий лик, оказавшийся, как выяснил Ревяко, портретом Константина Астрожского, который помог Скорине деньгами при издании Библии. Как видим, это очень напоминает подобный жест Рафаэля. Языком символов белорусский первопечатник рассказывает и о себе. На автопортрете он зашифровал, например, время своего рождения. Отразил и социальный статус, расположив себя между двумя медведями. Правда, догадаться об этом непросто. Но на правильную мысль наводит присутствующий тут же астрологический инструмент, который указывает, что медведи означают созвездия Большой и Малой Медведицы, между которыми расположено созвездие Дракона. А Драконами в средние века называли посвященных людей, коим дважды доктор наук Скорина и был. Подчеркнута в рисунке и главная его ценность – знания. Они символизируются в свитке, выглядывающем из-под покрывала, которое до сих пор принимали за одежду. Ревяко обратил внимание, что покрывала помечены знаком полумесяца, стало быть, по астрологической символике это есть так называемый «лунный дом», указывающий место расположения клада или какой-то ценности. Словом, откапывать клады на этом поле можно бесконечно, ибо насыщенность рисунков символами впечатляет. Самое удивительное, что все это, в том числе и неканонизированные разделы из древних текстов, введенные Скориной, несет в себе Библия – книга, которая не позволяла вольностей. И куда смотрел средневековый Главлит или как его там?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter